- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу (занятие №7);
- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение (занятие №8);
- умению внимательно выслушивать собеседника (занятие №9);
- умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать) (занятия №10-11);
- умению вести себя в конфликтной ситуации. Занятия представлены в приложении № 4.
Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми и используемые педагогические приемы. Поэтому благодаря постоянному персонажу – феи из страны Вежливости – между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения:
- «взрослый» - «ребенок», используя этот стиль, педагог выступает в роли феи, которая делится с детьми своим опытом, обучая их;
- «взрослый» - «взрослый», с помощью этого стиля дети выступают в роли «взрослых» - помощников феи, ее защитников. Они превращаются в волшебников, художников, докторов.
В содержание разработанной программы включены игры и игровые упражнения, которые широко используются в психопрофилактической работе с детьми, разработанной М.И.Чистяковой и О.В.Хухлаевой. Все они направлены на:
- закрепление умений невербального общения: «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика», «Скульптура», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими людьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств: «Море волнуется».
Все перечисленные игровые упражнения использованы с целью двигательного раскрепления детей, преодоления их пассивности, скованности (см. Приложение № 5). Вместе с ними каждый день мы использовали следующие приемы:
1. Игровые упражнения, направленные на:
- развитие умения общаться без слов: «Через стекло»;
- гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;
- своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
- развитие умения слушать собеседника: «Испорченный телефон»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».
2. Беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси – лебеди», «Царевна-лягушка», немецкой сказке «Кукушка», «Волшебное слово» В. Осевой; «Как слон спас хозяйку от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Вини-Пух» А. Миллер.
3. Использованные художественные слова: стихотворений, дразнилок, пословиц.
4. Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказывать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее.
Ситуации направлены на:
- закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);
- закрепление употребления речевых этикетных формул (утренние приветствия, прощание и др.);
- передачу характера, изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;
- усвоение манеры поведения в общении по методу Э.Берна;
- выражение сочувствия и сопереживания взрослым (маме), маленьким детям.
5. Прием ТРИЗ (теория решения изобретательных задач):
- «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;
- «Цепочка слов»: «Вежливость – это …», «Радость – это …», «Печаль – это …»;
- «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь и т.п.);
- «Сказки – перевертыши»: сочинение сказки, в содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;
- «Салат из сказок»: рассказ детьми сказки из нескольких предложений.
6. Продуктивный вид деятельности – рисование:
- на темы: «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Мое имя»;
- пиктограмма (схематически выраженные лица с разным настроением).
7. Вспомогательный прием – слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.
Как заключение каждый раз использовали игровые упражнения, направленные на:
- мышечное расслабление: «Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай – Болтай», «Факиры», «Фея сна», «Каждый спит»;
- двигательное раскрепощение: «Путаница», «Походки», «Зеркало»;
- воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны». Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагали им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно было ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей. Освоение любой для ребенка деятельности позволяет удовлетворить потребности в самоутверждении, общении, познании, что повышает значимость игры в педагогическом процессе.
Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей
дошкольного и младше школьного возраста
Главным направлением в воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, является организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Эффективным методом уточнения ...
Яснополянская школа Л. Н. Толстого
В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразна ...
Татаевская школа в наше время
Как и во времена Рачинского, Татевская школа имеет интернат для детей из дальних сел и деревень. Численность учащихся в последние годы колеблется от 100 до 110 человек. Деятельность школы регламентируется Уставом школы и ученическим самоуправлением в форме «Парламентской республики», которая имеет ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.