Педагогика и образование » Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе » Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Инновационные технологии изучения диалектной лексики

Страница 2

Про хлеба, про покос

Про старинушку.

4. И пошел с рыбаками

Купец песни играть,

Молодую вдову обнимать, целовать.

Упражнение №2

Распределите слова в упражнении в две колонки: в одну запишите диалектные, в другую жаргонные слова.

Темнит, курник, кадрить, контачить, певун, утиральник, "телек", потрясный, порожник, морось, накостылить.

Диалектные слова: курник, певун, утиральник, порожник, морось.

Жаргонные слова: темнит, кадрить, контачить, "телек", потрясный, накостылять.

Упражнение №3

Можно ли понять разговор двух людей, не зная значений диалектных слов? Почему? Сделайте вывод.

1. – Что диешь?

- Солеными огурцами кричу.

- Да ты брусна. Они же худые… Что? Забруснявел?

2. Где Люба?

- По батожье ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

- Ну по петушки.

- По что? По что?

- По стебини.

- Не понимаю вас.

- Ах, батюшки, какой ты бестолковый.

Для справок: худой – плохой, диеть – делать, брусна – обманщик, кричать – торговать, забрусняветь – покраснеть, батожья, столбцы, петушки, стебени – щавель. Нельзя понять разговор двух людей, не зная значений диалектных слов, так как смысл диалога совсем непонятен.

Упражнение №4

Перед вами отрывок из словаря В.И.Даля. Подчеркните диалектные слова в тексте. Дождь – вода в каплях или струями из облаков. Ситничек – мелкий дождь. Морось – дождь, еще мельче ситника, почти туман. Ливень – проливной дождь, самый сильный. Косохлет, подстега – косой дождь с ветром. Лепень – снег с дождем. Грязный дождь – дождь с грязью. Грибной дождь – теплый, мелкий, который парит. Сеночной – дождь во время покоса. Мокрые дожди – осеннее, продолжительное ненастье.

Упражнение №5

Подбирая однокоренные слова, объясните происхождение и значение диалектных слов. Молотяга (приспособление для молотьбы гороха) – молоток, молотить; вышка (чердак) – высокий, высоко; певун – (петух) – петь, певчий; утиральник (полотенце) – вытираться, подтирать; крутень (метель, вьюга) – кружить, крутящий; осенница (ненастная погода) – осень, осенний; ранок (утро, первая половина дня) – рано, раненько.

Упражнения №6

Найдите в "Толковом словаре" 2-3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют.

Вестимо – конечно, разумеется.

Колча – смерзшийся ком земли.

Бахилы – охотничьи сапоги в виде толстого кожаного чулка.

Упражнение №7

Какие общеупотребительные слова соответствуют данным словам. Проверьте себя по толковому словарю. Составьте с ними предложения.

Яр, сугрев, мшара, полудновать

Яр – крутой, обрывистый берег речи, овраг.

Спуститься к озеру по яру.

Сугрев – сторона холма, горки, припекаемая весной солнцем.

А на сугреве уже появились первые подснежники.

Полудновать – принимать пищу между обедом и ужином.

Каждый день в одно и то же время мы полуднуем.

Мшара – болото, поросшее мхом, кустарником.

Идти по мшаре.

Упражнение №8

Найдите диалектный вариант в следующих парах однокоренных слов.

Чаща и чащоба, черника и черница, утячий – утиный, щелки и щелка, церковь и церква, саранча и саранчук, худошёрстный и худошерстный.

Упражнение №9

Даны диалектные названия грибов: краснушки, беляки, волнушки. От каких корней и как они образованы.

краснушки – красный

беляки – белый

волнушки – волны

Данные упражнения были взяты из сборники упражнений под редакцией Л.И.Баранникова, из учебника 5 класса под редакцией М.И.Разумовской и из учебника 6 класса под редакцией Н.И.Шанского.

Языковая биография

Знаю

Содержание

1

2

3

1

2

3

На какие две группы делится лексика с точки зрения употребления?

Что такое слова ограниченного употребления?

Что такое диалектизмы?

Чем объединяются диалектизмы?

Какие диалектные слова есть в нашей местности?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Л.С. Волкова, Н.С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонемат ...

Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...

Способы получения этилена и демонстрация их на урокАх химии в средней школе
Опыты с этиленом даются здесь в иной последовательности, чем опыты с метаном. Учитель может поставить их, пользуясь заранее собранным этиленом, и лишь затем показать получение этого вещества на уроке. Если, однако, изучение этилена учитель начинает с получения его, то он без труда сможет изменить п ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0117