Конспект урока окружающего мира (4 класс)
«Зона степей»
Цели:
1. Образовательные:
- формировать представление детей о природной зоне - степь;
- формировать представления детей о влиянии человека на степь;
- формировать представления детей о правилах поведения в лесу.
2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к лесу.
3. Развивающие:
- развивать внимание, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Оборудование: иллюстрации, таблица «Смешанный лес», доска.
Ход урока:
Этап |
Деятельность учителя и учащихся |
Примечание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент |
приготовились к уроку. Нас сегодня ждёт дорога И узнать нам надо много. Так возьмёмся , ребята скорей за работу Чтобы времени зря не терять. О том как потрудились дома Поспешим рассказать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
актуализация знаний |
Какую природную зону изучали на прошлом уроке? ( Мы изучали зону лесов ) Покажите на карте зону лесов. Расскажите о её расположении. ( Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на Восток. Занимает Восточно-Европейскую равнины, Среднесибирское плоскогорье. Состоит из трёх частей: тайга, смешанные и широколиственные леса). 2. Расселите животных и растения по природным зонам.( 2 ученика работают у доски : один расселяет растения, а другой животных; ученики работают индивидуально по аналогичным карточкам ) У всех так ? Кто из этих животных занесён в Красную книгу России ? ( Из животных - краснозобая казарка, Таймырский заповедник; амурский тигр - Приокско-Террасный). Какие растения занесены в Красную книгу России? ( В Красную книгу России занесено растение - венерин башмачок). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
Куда приведёт нас дорога ? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее этот кроссворд разгадать. (Кроссворд ).
Отгадай растения и животных зоны лесов. 1. Фотография брусники. Кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. ( Брусника ) 2. Загадка: Вроде сосны, вроде ёлок, А зимою без иголок. ( Лиственница ) 3 . Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. ( Медведь ). 3. Показ иллюстрации. В народе это дерево часто называют « сладким ». Во время цветения к нему летят пчёлы и мёд потом будет самый душистый. ( Липа ). 4. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко Узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. ( Ольха ). Ключевое слово СТЕПЬ. 2. Формулирование темы урока. - Сформулируйте тему урока. 2. Постановка учебной задачи Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, климат, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи, экологические проблемы. 4. Формирование новых знаний. - Давайте составим план нашей работы. - Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования. Для этого вы будете работать по группам. 1 группа – географы, 2 группа – биологи, 3 группа – зоологи, 4 – экологи. - Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.). - Постарайтесь рассказать о климате степей. (В зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла). - Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей. - Итак, начинаем работу в группах. - Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей. - Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей. - Зоологи подготовят рассказ о животных. - Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах. 5. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы. - Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам. - Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта? - Покажите зону степей на карте? ( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают). (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть - на Западно - Сибирской равнине). - Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. - Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона. - А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи. - Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность? (Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Листья у растений в степи узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу). - Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. Физминутка. Представьте себе , что вы растения степи. ( Дети приседают ). Ранняя весна. Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине ) Цветы растут ( дети поднимаются ). Расцветают.( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ). Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину. Началась пыльная буря. (дети руки опускают вниз, качают ими) Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места ) - Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи. (В степях живут насекомые: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй. В степи живут суслики, хомяки, мыши – полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами). - Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. - Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (Животные имеют окраску земли и растительности для того, чтобы прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно). - Молодцы.А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). - Почему? (Там плодородные земли) - Что же они выращивают? - Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота) - Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль – красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный. Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорёнными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники) - Что же нужно делать чтобы сберечь природу степей? (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники). - Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения. - Теперь задание для всех. Вы прослушали сообщение экологов, ваша задача: Подумайте: если б я был экологом, я бы сделал для степи…. Запишите план своих действий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление |
6. Работа в тетради с печатной основой. - Ну, а теперь давайте всё запишем в наши тетради. Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи. Растения хомяки степная гадюка Растения насекомые серая куропатка степной орёл | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока |
1. Рефлексия деятельности. - Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром. - А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. Для этого у вас у каждого на столе лежа тесты. Вам нужно выбрать один правильный ответ, а потом мы проверим. 1. Зона степей расположена . на нашей страны: а) севере б) востоке в) юге 2. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом: а) розовым б) зелёным в) жёлтым г) коричневым 3. Характерный признак зоны степей - это . а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 4. К степным птицам относятся . а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) журавли-красавки, дрофы; в) ястребы, кедровки, сойки. 5. Для растений степи характерны: . а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки; в) корни луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стели и такие же листья. 6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; б) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 7. Основным занятием населения степей является . а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 8. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: . а) крачет, стерх, краснозобая казарка; б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка; в) зубр, филин, женьшень. Проверка 2. Выставление оценок. 3. Задание на дом. |
Роль уроков русского языка в обучении и воспитании младших школьников
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, на ...
Виды координационных способностей
Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС. Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС: - во ...
Формирующий эксперимент
Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, б ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.