Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 11

Конспект урока окружающего мира (4 класс)

«Зона степей»

Цели:

1. Образовательные:

- формировать представление детей о природной зоне - степь;

- формировать представления детей о влиянии человека на степь;

- формировать представления детей о правилах поведения в лесу.

2. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к лесу.

3. Развивающие:

- развивать внимание, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Оборудование: иллюстрации, таблица «Смешанный лес», доска.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя и учащихся

Примечание

Орг. момент

приготовились к уроку.

Нас сегодня ждёт дорога

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся , ребята скорей за работу

Чтобы времени зря не терять.

О том как потрудились дома

Поспешим рассказать.

актуализация знаний

 Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

( Мы изучали зону лесов )

Покажите на карте зону лесов. Расскажите о её расположении.

( Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на Восток. Занимает Восточно-Европейскую равнины, Среднесибирское плоскогорье. Состоит из трёх частей: тайга, смешанные и широколиственные леса).

2.  Расселите животных и растения по природным зонам.( 2 ученика работают у доски : один расселяет растения, а другой  животных; ученики работают индивидуально по аналогичным карточкам )

 У всех так ?

 Кто из этих животных  занесён в Красную книгу России ?

( Из животных - краснозобая казарка, Таймырский заповедник; амурский тигр - Приокско-Террасный).

 Какие растения занесены в Красную книгу России?

( В Красную книгу России занесено растение - венерин башмачок).

Изучение нового материала

 Куда приведёт нас дорога ? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее этот кроссворд разгадать. (Кроссворд ).

1

2

Б

Л

4

5

Р

И

Л

О

3

У

С

М

И

Л

С

Т

Е

П

Ь

Н

В

Д

А

Х

И

Е

В

А

К

Н

Е

А

Н

Д

И

Ь

Ц

А

 Отгадай растения и животных зоны лесов.

1. Фотография брусники.

Кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. ( Брусника )

2. Загадка:

Вроде сосны, вроде ёлок,

А зимою без иголок. ( Лиственница )

3 . Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. ( Медведь ).

3. Показ иллюстрации.

В народе это дерево часто называют « сладким ». Во время цветения к нему летят пчёлы и мёд потом будет самый душистый. ( Липа ).

4. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко

Узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. ( Ольха ).

Ключевое слово  СТЕПЬ.

2. Формулирование темы урока.

- Сформулируйте тему урока.

2. Постановка учебной задачи

 Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, климат, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи, экологические проблемы.

4. Формирование новых знаний.

- Давайте составим план нашей работы.

- Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.

Для этого вы будете работать по группам. 1 группа – географы, 2 группа – биологи, 3 группа – зоологи, 4 – экологи.

- Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит?

(От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).

- Постарайтесь рассказать о климате степей.

(В зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).

- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.

- Итак, начинаем работу в группах.

- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.

- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.

- Зоологи подготовят рассказ о животных.

- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.

5. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.

- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.

- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?

- Покажите зону степей на карте?

( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).

(Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть - на Западно - Сибирской равнине).

- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.

- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.

- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?

(Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Листья у растений в степи узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).

- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

Физминутка.

Представьте себе , что вы растения степи. ( Дети приседают ).

Ранняя весна.

Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине )

Цветы растут ( дети поднимаются ).

Расцветают.( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ).

Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину.

Началась пыльная буря. (дети руки опускают вниз, качают ими)

Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места )

- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.

(В степях живут насекомые: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй. В степи живут суслики, хомяки, мыши – полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами).

- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы.

- Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (Животные имеют окраску земли и растительности для того, чтобы прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).

- Молодцы.А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). - Почему? (Там плодородные земли)

- Что же они выращивают?

- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)

- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи.

(Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль – красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный. Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорёнными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники)

- Что же нужно делать чтобы сберечь природу степей?

(Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).

- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

- Теперь задание для всех. Вы прослушали сообщение экологов, ваша задача: Подумайте: если б я был экологом, я бы сделал для степи…. Запишите план своих действий.

Первичное закрепление

6. Работа в тетради с печатной основой.

- Ну, а теперь давайте всё запишем в наши тетради. Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.

Растения хомяки степная гадюка

Растения насекомые серая куропатка степной орёл

Итог урока

1. Рефлексия деятельности.

- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.

- А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. Для этого у вас у каждого на столе лежа тесты. Вам нужно выбрать один правильный ответ, а потом мы проверим.

1. Зона степей расположена . на нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым г) коричневым

3. Характерный признак зоны степей - это .

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся .

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) журавли-красавки, дрофы;

в) ястребы, кедровки, сойки.

5. Для растений степи характерны: .

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;

в) корни луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стели и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

б) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное

заготовление древесины;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Основным занятием населения степей является .

а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.

8. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: .

а) крачет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.

Проверка

2. Выставление оценок.

3. Задание на дом.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Роль уроков русского языка в обучении и воспитании младших школьников
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, на ...

Виды координационных способностей
Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС. Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС: - во ...

Формирующий эксперимент
Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, б ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2406