Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 10

Оборудование: иллюстрации, таблица «Смешанный лес», доска.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя и учащихся

Примечание

орг. момент

приготовились к уроку.

актуализация знаний

- рассказать о природных условиях в зоне лесов;

- какие животные обитают в зоне лесов?

Викторина:

- Какой лес мы называем тайгой?

- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые»;

- Какое особое отличие есть у лиственницы?

- Какое дерево является символом России?

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

- Плодами какого дерева являются жёлуди?

- У какого животного пять черных полос на спине?

Вывод. В лесной зоне условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир гораздо богаче.

Основной этап

Лес. Простое, привычное и вместе с тем такое объёмное, многогранное по содержанию и значению слово.

Вот как о лесе писал Леонид Леонов: « Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека».

- Сегодня на уроке мы все будем в роли экологов, исследователей данной темы: « Лес и человек».

Значение леса для человека (таблица «Смешанный лес»)

-Чем является лес для человека? Ответы детей (карточка «Место отдыха»).

-Что даёт лес человеку? Ответы детей (карточка «Источник древесины».)

-Что ещё нам даёт лес? Ответы детей (карточка «Источник ягод, грибов, лекарственных растений».)

-Чем лес является для цветов, грибов, птиц, животных? Ответы детей ( карточка « Дом для растений, животных, насекомых, птиц»).

Работа с учебником.

- Прочитать статью « Роль леса в природе и жизни людей».

- Какие роли выполняет лес? Подтвердите примерами. ( Лес- защитник воздуха, водоёмов, почв.)

Вывод. Лес - остаётся непременным условием жизни человека, подобно самой земле и воздуху.

Значение леса в экономике страны (Работа с иллюстрациями).

Леса играют большую роль в экономике страны. Раньше казалось - лесов так много, что вырубить их все невозможно. Теперь ситуация изменилась.

Откройте тетради и определите первую экологическую проблему.

Работа по плану:

Причины экологической проблемы.

Последствия.

Пути решения проблемы.

Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов является лесовозобновление.

1/3 лесов восстанавливается естественным путём, а остальные требуют специальных мер т.е. производят посев семян или посадку выращенных саженцев.

Люди с давних пор охотились (Работа с иллюстрациями). Это им давало пищу, одежду и было необходимостью для выживания. Они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас ситуация изменилась. Животные в опасности.

Сформулируйте следующую экологическую проблему.

Работа по плану:

Причины.

Последствия.

Пути решения.

(Показ иллюстраций).

Огонь - страшный враг леса.

Основная причина пожаров - небрежное обращение человека с огнём, незатушенные костры, горящие спички, окурки, мусор.

- Назовите последствия и пути решения данной проблемы.

- Работа по учебнику. Прочитать памятку « Как разводить костёр?»

- Перечислите основные правила разведения костров.

Из-за вырубки лесов, браконьерства, пожаров многим животным угрожает опасность

Работа с Красной книгой животных.

Амурский тигр - самый крупный представитель семейства кошачьих. Сегодня им грозит полное исчезновение по вине человека.

Жук-олень (показ иллюстрации) Сокращение площадей дубрав привело к уменьшению их численности.

Выхухоль - мелкий зверёк. Когда-то он был распространён по всей Европе. Из-за меха зверёк очень дорого ценился. Сейчас он под угрозой исчезновения.

В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает должно быть хорошо продумано. Иначе природе может быть нанесён большой вред.

Лес- это зелёная кладовая, кладовая чистого воздуха, свежей воды, ягод, грибов, лекарственных растений. Входя в него, подумайте: кем вы туда входите. Лучше всего- войти в лес другом.

Правила поведения в лесу: (работа с учебником)

не оставлять мусор, он засоряет лес;

разумный сбор даров леса;

нельзя громко кричать и включать музыку;

нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;

гулять с собакой только на поводке;

нельзя разжигать костёр;

наблюдать за животными - это редкая удача

Первичное закрепление

Что даёт лес человеку и природе?

- Назовите экологические проблемы леса.

- Что каждый из нас может сделать для охраны леса?

Итог урока

Что нового узнали?

Какие выводы сделали?

Дома: придумать условные знаки к правилам поведения в лесу.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Значение строительных игр для развития детей старшего дошкольного возраста
В строительных играх детей старшей группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и средней групп. Игры детей шестого года жизни отличаются более широкими и разнообразными замыслами. В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализац ...

Российское образование в 30–80‑х гг
Сложившаяся к началу 30‑х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. о школе. Эти постановления полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее ц ...

Особенности словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией
Исследование грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В.Прищепова, И.Н.Садовникова и др.) выявило у большого количества школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Трудности формирования грамматичес ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0235