Низкий уровень притязаний приводит к тому, что в суждениях учащихся очень слабо выражен оценочный аспект, т. е. имеет место некритичность мышления. Были выделены факты и условия, с помощью которых можно преодолеть указанные барьеры, развить суждения, превратить их в мнения, а затем уже и в убеждения. Следует ставить учащихся в ситуации необходимости понимания позиции партнера, обучать их умению проводить развернутую оценку его суждений, вооружать методами и приемами объективного обоснования своих суждений и на этой основе формировать убежденность в правильности собственной позиции.
Необходимо также создать условия для развития интеллектуальной инициативы и потребности в самоутверждении личности. Оказалось возможным изменение самостоятельности мышления школьников, которое зависит от опыта непосредственного общения учащихся. В процессе групповой учебной деятельности ученик уточняет и оттачивает свои суждения, переводит их на «язык» мнений и убеждений. Постепенно возрастает обоснованность суждений мысленному оппоненту, собеседнику, партнеру.
Необходимо обучать школьников умению отделять свою собственную позицию от позиции партнера, проводить оценку логики своих и «чужих» суждений, овладевать приемами доказательства. Надо создавать такие ситуации, в которых каждый обучаемый мог бы сравнить свой собственный ход рассуждений с рассуждениями одноклассников. Можно ввести требование объяснять способы выполнения задания, что позволит ученику контролировать содержание суждений и нацелит на осознание логики своих высказываний.
Важным условием является овладение оценочной стороной суждений, т. е. обучение учащихся отграничению оценочной стороны от фактической, так как у них наблюдается «соскальзывание» мысли с оценочного аспекта на фактический. Если учитель создает «коммуникационное поле», то у учащихся улучшается качество суждений. Они пытаются приводить аргументы в защиту своего мнения.
В течение длительного времени у учащихся сохраняется категоричность суждений, стремление разрешать противоречия альтернативно, а не диалектически. Ученики должны осознать необходимость анализа и оценки суждений друг друга, активного участия в обсуждении вопросов. Следует научить учащихся обнаруживать несовпадение позиций, ошибки и недостатки в суждениях, предпринимать попытки выяснить их причины, определить условия и мотивы, вызывающие ту или иную позицию партнера по общению.
В развитии суждений школьников обнаружен ряд фаз:
– интуитивное «видение» противоречия в суждениях партнера;
– попытки использовать для формулирования противоречия логические средства, т. е. осуществление перевода интуитивных рассуждений в дискурсивные;
– оценка суждения на основе выделенного противоречия.
Попытки школьников рассуждать, высказывать свое мнение, убеждать других в объективности тех или других истин наталкиваются на серьезные барьеры в их мышлении, среди которых особенно рельефно выступает неумение учитывать логику другого человека, стать на его позицию, проанализировать его точку зрения.
На всем протяжении школьного обучения учащиеся часто не приобретают достаточный опыт в оценке логики мышления своих одноклассников. Анализу рассуждений, логике доказательств надо учить. Перевод интуитивных рассуждений в дискурсивные – сложный, противоречивый процесс, имеющий свои уровни, фазы, ступени. Ход этого процесса зависит от организации форм общения учащихся, от оптимального сочетания групповой и индивидуальной учебной деятельности.
Предлагая учащимся в ходе групповой учебной деятельности временные роли учителя, оппонента, консультанта, можно сформировать ценные качества их личности, развить доказательность и обоснованность их суждений, научить критически оценивать высказывание и т. д. Следовательно, благодаря взаимообучению можно не только развить логическую сторону мышления, но и научить учащихся способам самоутверждения. Это особенно важно для учащихся с заниженным уровнем притязаний, с низкой самооценкой. Таких учащихся нужно ставить в активную позицию. В этом случае у них будет формироваться чувство самоуважения и собственной полноценности. У других школьников в процессе взаимообучения можно скорректировать неадекватно завышенную самооценку, приводящую к чрезмерной самоуверенности. Правильно организованная групповая учебная деятельность, основанная на осознании учащимися общей цели, на взаимопомощи, взаимоконтроле и взаимообучении, обеспечивает каждому школьнику максимальную активность и самостоятельность.
Куклотерапия как разновидность сказкотерапии
Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации. Например, педагог берет красивую, нарядную куклу и выходит с этой куклой на встречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне оче ...
Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное
самоопределение школьников
За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее форм и методов. В этой ситуации необходим постоянный поиск новых способов работы, что предполагает в первую очередь изменение позиций самих профориентаторов, разви ...
Методика обучения школьников правилам дорожного движения
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом школьном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых являет ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.