Педагогика и образование » Развитие самостоятельности в процессе обучения

Развитие самостоятельности в процессе обучения

Страница 2

Низкий уровень притязаний приводит к тому, что в суждениях учащихся очень слабо выражен оценочный аспект, т. е. имеет место некритичность мышления. Были выделены факты и условия, с помощью которых можно преодолеть указанные барьеры, развить суждения, превратить их в мнения, а затем уже и в убеждения. Следует ставить учащихся в ситуации необходимости понимания позиции партнера, обучать их умению проводить развернутую оценку его суждений, вооружать методами и приемами объективного обоснования своих суждений и на этой основе формировать убежденность в правильности собственной позиции.

Необходимо также создать условия для развития интеллектуальной инициативы и потребности в самоутверждении личности. Оказалось возможным изменение самостоятельности мышления школьников, которое зависит от опыта непосредственного общения учащихся. В процессе групповой учебной деятельности ученик уточняет и оттачивает свои суждения, переводит их на «язык» мнений и убеждений. Постепенно возрастает обоснованность суждений мысленному оппоненту, собеседнику, партнеру.

Необходимо обучать школьников умению отделять свою собственную позицию от позиции партнера, проводить оценку логики своих и «чужих» суждений, овладевать приемами доказательства. Надо создавать такие ситуации, в которых каждый обучаемый мог бы сравнить свой собственный ход рассуждений с рассуждениями одноклассников. Можно ввести требование объяснять способы выполнения задания, что позволит ученику контролировать содержание суждений и нацелит на осознание логики своих высказываний.

Важным условием является овладение оценочной стороной суждений, т. е. обучение учащихся отграничению оценочной стороны от фактической, так как у них наблюдается «соскальзывание» мысли с оценочного аспекта на фактический. Если учитель создает «коммуникационное поле», то у учащихся улучшается качество суждений. Они пытаются приводить аргументы в защиту своего мнения.

В течение длительного времени у учащихся сохраняется категоричность суждений, стремление разрешать противоречия альтернативно, а не диалектически. Ученики должны осознать необходимость анализа и оценки суждений друг друга, активного участия в обсуждении вопросов. Следует научить учащихся обнаруживать несовпадение позиций, ошибки и недостатки в суждениях, предпринимать попытки выяснить их причины, определить условия и мотивы, вызывающие ту или иную позицию партнера по общению.

В развитии суждений школьников обнаружен ряд фаз:

– интуитивное «видение» противоречия в суждениях партнера;

– попытки использовать для формулирования противоречия логические средства, т. е. осуществление перевода интуитивных рассуждений в дискурсивные;

– оценка суждения на основе выделенного противоречия.

Попытки школьников рассуждать, высказывать свое мнение, убеждать других в объективности тех или других истин наталкиваются на серьезные барьеры в их мышлении, среди которых особенно рельефно выступает неумение учитывать логику другого человека, стать на его позицию, проанализировать его точку зрения.

На всем протяжении школьного обучения учащиеся часто не приобретают достаточный опыт в оценке логики мышления своих одноклассников. Анализу рассуждений, логике доказательств надо учить. Перевод интуитивных рассуждений в дискурсивные – сложный, противоречивый процесс, имеющий свои уровни, фазы, ступени. Ход этого процесса зависит от организации форм общения учащихся, от оптимального сочетания групповой и индивидуальной учебной деятельности.

Предлагая учащимся в ходе групповой учебной деятельности временные роли учителя, оппонента, консультанта, можно сформировать ценные качества их личности, развить доказательность и обоснованность их суждений, научить критически оценивать высказывание и т. д. Следовательно, благодаря взаимообучению можно не только развить логическую сторону мышления, но и научить учащихся способам самоутверждения. Это особенно важно для учащихся с заниженным уровнем притязаний, с низкой самооценкой. Таких учащихся нужно ставить в активную позицию. В этом случае у них будет формироваться чувство самоуважения и собственной полноценности. У других школьников в процессе взаимообучения можно скорректировать неадекватно завышенную самооценку, приводящую к чрезмерной самоуверенности. Правильно организованная групповая учебная деятельность, основанная на осознании учащимися общей цели, на взаимопомощи, взаимоконтроле и взаимообучении, обеспечивает каждому школьнику максимальную активность и самостоятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Анализ системы формирования учебных планов вузов
Высшая школа как объект управления представляет собой двухуровневую иерархическую систему: Министерство образования и науки – вуз (см. рис. 1.1). Верхний уровень иерархии решает задачи соответствия выпускаемых высшей школой специалистов структуре и объему общественных потребностей. Оно определяет с ...

Урок как основная единица учебного процесса
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...

Использование игровых методов на уроках английского языка
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Применение иг ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0098