Одной из основных задач обучения, ориентированного на развитие мышления, является формирование у учащихся научных понятий. Эта проблема не имеет однозначного решения в теории обучения. Однако в мировой образовательной практике разработаны различные модели обучения, направленные на формирование научных понятий.
Понятие образуется в результате выделения существенных признаков объектов. Модели объектов, представленные понятиями, – это не копии конкретных вещей. Они являются «идеальными объектами», отражающими устойчивые сочетания существенных свойств. Понятие выглядит как «идеальная конструкция», существующая в речевом плане. Поэтому освоение понятий выступает как освоение соответствующих систем речевых действий. Из этого следует, что понятия – это опыт, систематизированный по линии общих свойств реальности, существенных для практической и познавательной деятельности человечества, и закрепленный в слове. Формирование и усвоение понятий является предпосылкой целесообразной и эффективной деятельности человека при столкновении с новыми объектами, ситуациями, задачами.
Формирование понятий предполагает освоение способов получения информации о существенных свойствах предметов и явлений в процессе обучения. Существенными называют такие свойства или признаки предметов, которые являются общими, необходимыми и отличительными для данного класса и отсутствуют у предметов и явлений другого класса. Понятие выполняет интегрирующую функцию, объединяя предметы и явления, имеющие определенные признаки.
Психологи давно обратили внимание на то, что каждая из существующих видов деятельности играет свою роль в формировании понятий. В процессе предметной (манипулятивной) деятельности происходит выявление свойств. Перцептивная деятельность (восприятие и наблюдение) способствует созданию образов этих свойств. С помощью мыслительной деятельности происходит анализ, синтез и сравнение общих свойств. Отделение (абстрагирование) их от предметов и обобщение как признака класса осуществляется с помощью речевой деятельности.
Таким образом, формирование понятия проходит путь от восприятия предметов к представлению о них и затем уже к их словесному обозначению в понятиях. Этот путь формирования понятий известен как аналитико-синтетический. При его применении обучение начинается с того, что ученикам предлагают предметы, различающиеся по всем признакам, кроме существенных для изучаемых понятий. Это расчленяющая методика. Можно пользоваться и противопоставляющей методикой, когда подбираются предметы, сходные во всем, кроме существенных признаков.
Аналитико-синтетический путь формирования понятий предполагает наблюдение учащихся над этими предметами или явлениями, выделение в них различных сторон и свойств, структур, связей, действий и т. д. После этого выявленные свойства сравниваются и анализируются, а затем выделяются свойства, общие для всех рассмотренных объектов данной группы. За абстрагированными свойствами закрепляются их словесные обозначения – понятия. Далее учащихся обучают применять понятия, упражняя их на распознавание наблюдаемых и изучаемых предметов.
Аналитико-синтетический путь формирования понятий, при котором обучаемый идет от наблюдения через анализ, синтез, сопоставление к абстрагированию, обобщению, называют индуктивным. Новое понятие в этом случае образуется путем обобщения свойств исходных объектов. Слово при этом выступает как средство закрепления и обозначения результатов этого обобщения. Описанный путь формирования понятий относится к числу традиционных и наиболее часто используемых в образовательной практике. Его основы были заложены еще Я. А. Коменским. До настоящего времени индуктивный путь формирования понятий не только сохраняется, но и является преобладающим в обучении, имея за собой позитивный многовековой опыт.
Современные экспериментальные исследования подтвердили возможность использования и эффективность индуктивного метода формирования понятий, позволили уточнить его особенности, способы и механизмы. Установлено, что переработка информации начинается уже в процессе восприятия предметов и явлений. Дальнейшая мыслительная переработка (сравнение, обобщение) определяется результатами проведенного в ходе восприятия анализа предметов, явлений и их свойств. На этапе наблюдения (восприятия) учащиеся могут допускать ошибки, которые впоследствии обнаружат себя в неверных обобщениях и неадекватных понятиях.
Вклад педагогов-последователей идей Ушинского
Одним из видных земских деятелей по народному образованию был Николай Александрович Корф (1834—1883). Он много сделал по организации земских школ и улучшению учебной и воспитательной работы в них. В 1867 году Корф был избран от земства членом училищного совета Александровского уезда (бывш. Екатерин ...
Основные проблемы воспитания самостоятельности музыканта
За последние десятилетия обучение пианистов в музыкальных учебных заведениях заметно улучшилось. Поступающие в училище свободно справляются с произведениями значительно более трудными, чем это предусмотрено программой ДМШ. Однако зачастую вскоре выявляется, что, будучи хорошо подготовленными пианис ...
Профессиональные пробы. Разработка занятий
Основной формой проектирования выбран план – конспект. План – это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: Каждый из них имеет свое предназначение и свою структуру. План урока – это определение з ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.