Бихевиористы первыми попытались ответить на вопрос о том, как выделяются значимые свойства, в какой форме они закрепляются в понятиях, через какую деятельность эти понятия формируются. Согласно их теории, значимо то, что получает подкрепление или награждение. Формирование понятия предлагается осуществлять через попытки его употреблять, использовать и регулирование результатов этих попыток.
Это своеобразный путь «проб и ошибок», когда освоение понятия происходит на основе подкрепления одних его употреблений и торможения других, а также с помощью дифференцировки речевого поведения по отношению к предметам и явлениям окружающего мира. Согласно взглядам теоретиков бихевиоризма выделение общих признаков предметов или явлений является не источником, а результатом деятельности. Ими было показано, что разные люди используют принципиально разные пути образования понятий. Первый путь – конкретно-практический, когда учащиеся не могут выделить сознательно основания для классификации, а опираются на непосредственное восприятие и руководствуются скорее интуицией, чем знанием. Второй путь – абстрактно-логический, при котором формирование понятий идет через выдвижение и проверку гипотез о значимости тех или иных признаков объектов. Проверка гипотез может осуществляться как через практические, так и через идеальные действия над предметами и их признаками.
В обоих случаях проверочные действия управляются выделенными признаками предметов. Но в первом случае эти признаки выделяются интуитивно, часто бессознательно. Восприятие как бы руководит анализом. Во втором случае признаки выделяются сознательно на основе некоторой мысленной гипотезы. Логический анализ руководит восприятием.
Нетрудно заметить, что в практике обучения используются оба пути формирования понятий. Выбор пути зависит от характера задачи, опыта и знаний ученика, наконец, склада его психической деятельности (Ханфман). Путь интуитивных гипотез и конкретно-практических проб лучше использовать в том случае, если у учащегося мало информации о возможном значении тех или иных признаков предмета или решаемой задачи. Там, где эти значения (принципы классификации) известны, лучше применять абстрактно-логический путь.
По мнению бихевиористов, человек имеет в своем репертуаре еще один тип реакций, которыми не располагают животные. Это вербальные реакции, речь, или символические действия. Реагирование одинаковым словом на группу раздражителей (стимулов), имеющих один и тот же значимый признак, есть проявление понятия. Формирование понятий поэтому сводится к дифференцировке генераяизованных условных рефлексов, с той лишь разницей, что практические оперантные реакции заменяются словесными. Обучение понятиям рассматривается как обучение правильному употреблению слов или как связывание определенного слова с предметами, имеющими определенный значимый признак.
Из этого следует, что для выделения существенного признака вовсе необязательно наблюдение и сравнение нескольких разных объектов, которые его имеют. Необходимо, чтобы этот признак был значимым, тогда учащийся обнаружит, выделит его даже в одном-единственном предмете (явлении), с которым встретился.
Многое зависит от психического склада обучаемого и от типа его мышления. Например, при решении задач с кубиками у младших школьников преобладает интуитивно-практический, а у студентов – абстрактно-логический путь. Имеет значение и различие между людьми с образным и абстрактно-логическим типами мышления.
Исследования ряда психологов (Дж. Брунер, Хоулз и др.) показали, что процесс формулирования, проверки и перестройки гипотез при формировании понятия может протекать по-разному. Типичные варианты получили наименования индивидуальных стратегий формирования понятий (Дж. Брунер). Стратегии могут быть синтетическими и аналитическими. Каждая из этих стратегий может, в свою очередь, реализовываться в консервативной и азартной формах. При консервативной стратегии учащийся постепенно, шаг за шагом, отбрасывает «неработающие» признаки и накапливает подтверждаемые до тех пор, пока не останутся только такие признаки, которые подтверждаются всеми новыми проверками. При азартной стратегии обучаемые после первых же подтверждений сразу «прыгают» к выводу.
Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста
Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Миляшкай» с.Муслюмово Муслюмовского района РТ. В исследовании участвовали 26 детей экспериментальной группы и 26 детей контрольной группы, и их родители. В экспериментальной группе мы проводили методики и определили уровень самостоятельности, а в контр ...
Основные понятия активных форм обучения
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ученику необходимо войти в этот мир. Одна из главных проблем современного обуче ...
Роль игры в развитии пространственных представлений у детей
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.