Педагогика и образование » Развитие самостоятельности в процессе обучения

Развитие самостоятельности в процессе обучения

Страница 7

Доказано, что самая надежная стратегия – консервативная, синтетическая. Она обеспечивает наиболее полное использование информации и лучше всего предупреждает формирование ошибочных понятий. Однако когда время и возможности для проверок ограничены, выгоднее стратегия азартная. Психологически труднее и менее эффективна аналитическая стратегия.

Бихевиористский подход к формированию понятий вводит в дидактику процессы постановки и решения проблем, формулирования и испытания гипотез, поиска и проверки значений. Согласно этому подходу, формирование понятий представляется как активная деятельность, направленная на решение познавательных задач. При этом слово рассматривается не как простое обозначение результатов познавательной деятельности, а как основное орудие этой деятельности.

Вместе с тем изложенная концепция страдает рядом дефектов и ограничений. Прежде всего, в нее не укладываются многие факты, которые были обнаружены ее же последователями. Так, процессы формулирования гипотез о значении признаков уже представляют собой внутреннюю деятельность, которая не укладывается в бихевиористские рамки внешнего поведения и простого связывания словесных реакций с предметами. Само понятие признаков и их значимости представлено слишком узко. Во-первых, понятия могут отображать не признак самого предмета, а отношения между предметами (больше-меньше, причина-следствие и т. д.). Во-вторых, понятия отображают не личное субъективное значение признака, а его объективное значение для самих вещей.

Наряду с ассоциативным и бихевиористским подходами к формированию понятий существует и направление, разработанное в гештальтпсихологии. Она рассматривает научение понятиям как перестройку функциональных структур (образов, форм), упорядочивающих многообразие предметов и явлений, каждое из которых обозначается словом. Суть этой перестройки состоит в объединении информации в простые, целостные, компактные, замкнутые, устойчивые во времени, законченные и однородные структуры. Такая перестройка повышает степень систематизации информации, полученной из внешнего мира.

Следовательно, понятия в гештальтпсихологии не «выводятся из опыта», а изобретаются, конструируются, чтобы достичь максимальной организации имеющейся информации в соответствии с поставленной задачей. Какие признаки структуры становятся глав-

ными, зависит от выделяемой функции предметов или от задачи, которую требуется разрешить с их помощью.

Такой путь образования понятий получил название инвентивного. Он заключается в использовании уже имеющихся знаний для выработки новых классификаций объектов, отыскания новых способов решения новых задач. О том, что такой путь образования понятий действительно существует, свидетельствует вся история науки. Время от времени в ней возникают понятия, которые позволяют по-новому взглянуть на факты, накопленные в определенной области знаний. Эти понятия перестраивают структуру этой области знаний, организуют и объединяют факты и понятия, которые до того казались разрозненными и самостоятельными. Они по-новому представляют картину мира и позволяют создать единые принципы для решения задач, которые до того казались различными. В какой-то мере этот же путь в миниатюре проходит каждый учащийся, когда овладевает указанными понятиями и использует их для решения разнообразных задач.

Теоретики гештальтпсихологии считают, что образование новых понятий вовсе не обязательно связано с обнаружением новых вещей. Оно предполагает выявление структурных свойств, существенных для выполнения теми же вещами какой-нибудь новой функции (или, наоборот, для осуществления «старой» функции новыми вещами). Следовательно, новые понятия закрепляют обнаруженные новые функциональные структуры вещей и явлений. Признаки, необходимые для реализации определенных функций, называются функциональной структурой предмета или явления, поэтому и понятия выделяют и закрепляют функциональные структуры вещей и явлений.

Исследования показывают, что инвентивное образование понятий может достигаться путем перехода на другую ступень организации информации, когда ранее самостоятельные ее части становятся частями более широкого целого, или наоборот. Это совпадает с процессом объединения и обобщения или расчленения – конкретизации. Второй путь – изменение принципа организации информации. Сочетание (координация или соподчинение) элементов внутри информации может заменяться их субординацией, т. е. подчинением. Такой процесс называют центрированием, а обратный ему – децентрированием. Перестройка структуры может выражаться в перецентрировании, т. е. выдвижении в качестве существенных тех элементов, которые были второстепенными, и обратно.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Технология работы логистической системы
Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем. 1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции рассматриваются в качестве находящихся во взаимосвязи и взаимодействии элем ...

Теория элементарного образования Песталоцци
Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци б ...

Трансформация российского образования в свете идей Болонского процесса
Глобализация, размывание культурных, социальных, политических границ – одна из важнейших тенденций современной жизни. Экономическое пространство становится универсальным, хозяйственные связи обретают действительно всемирный характер. Формируется глобальная информационная сеть, коммуникативное прост ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0263