На выделение существенных признаков объектов и результаты усвоения понятий решающее влияние оказывают следующие факторы: выраженность свойств предметов и объектов; личный опыт взаимодействия именно с данным классом объектов; применяемая методика обучения понятиям; характер предварительных представлений о том понятии, которое является объектом усвоения.
Правильное употребление соответствующих слов еще не означает, что понятие сформировалось. Употребляемые слова зачастую являются обозначением лишь соответствующих наглядных представлений, а не настоящими понятиями об определенных признаках или классах объектов.
В экспериментальных исследованиях отечественных психологов Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Е. Н. Кабановой-Меллер была изучена деятельность учащихся по усвоению и применению понятий. Ими было установлено, что разные объекты, разный учебный материал требуют различных приемов анализа и синтеза, т. е. для правильной классификации объектов надо знать, какие признаки в них следует выделять и с помощью каких действий. Оказалось, что для формирования ботанических понятий (вида, семейства растений и т. д.) требуется выделение одних признаков (функциональных частей растений: корень, ствол, листья, цветок, плоды), сопоставления и объединения их по определенным принципам (по форме листьев, числу тычинок, способу оплодотворения и т. д.). Формирование же арифметических понятий требует выделения, сопоставления и объединения совсем иных признаков (числа объектов в множестве, количественных отношений, последовательности операций и т. д.).
Следовательно, особенности учебного материала определяют приемы деятельности, необходимой для формирования соответствующих понятий. Усвоение понятий невозможно без обучения приемам умственной деятельности, с помощью которых достигается обнаружение, выделение и объединение существенных признаков изучаемых классов предметов и явлений.
В работах психологов Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, Н. А. Менчинской были установлены основные приемы умственной деятельности, необходимые для формирования арифметических, грамматических, географических и других понятий, а также способы обучения этим приемам.
Выделение существенных признаков предметов или явлений можно проводить с помощью изолирующей, подчеркивающей и расчленяющей абстракции. Изолирующая абстракция заключается в полном отвлечении одного элемента от всех других. При подчеркивающей абстракции на передний план мысленно выделяется определенный признак как существенный, остальные признаки не отбрасываются, а играют роль фона, т. е. продолжают рассматриваться как особенности данного конкретного объекта. С помощью расчленяющей абстракции учащиеся сознательно выделяют и противопоставляют существенные и несущественные признаки.
Экспериментально доказано, что из трех названных способов выделения существенных признаков расчленяющая абстракция дает лучшие результаты. Понятия, сформированные на основе этой абстракции, отличаются большей полнотой, гибкостью, успешнее применяются к разнообразным частным случаям.
На этом основании были предложены этапы формирования понятий в процессе обучения: от нерасчлененных представлений о предметах учащиеся должны перейти к выделению в процессе восприятия и осознанию наиболее часто встречающихся признаков, затем к выделению существенных и определению их отличия от несущественных признаков, позже – к их обобщению. Последовательность этапов сохраняется, если обучение понятиям начинается не с восприятия предметов и объектов, а со слов, их обозначающих. Постепенно учащиеся должны усвоить, что существенные признаки – это не просто общие свойства какой-то совокупности объектов, а признаки, имеющие значение для той или иной деятельности.
Индуктивный способ усвоения понятий разрабатывался в рамках ассоциативной теории, которая утверждала, что познание мира человеком начинается с созерцания мира вещей и явлений, затем происходит обнаружение у некоторых из них общих признаков, позволяющих впоследствии объединить эти признаки в один класс и обозначить этот класс понятием.
Несмотря на то, что представители ассоциативного направления объяснили процесс и способы формирования понятия, они не сумели ответить на вопрос, что способствует выделению существенных признаков тех или иных объектов. Вне объяснения осталась связь процесса выделения человеком определенных признаков вещей с направленностью личности, мотивами, целями, опытом человека, его ценностями, знаниями и отношением к миру. В связи с этим было введено новое понимание понятия, которое стало обозначать не класс объектов, обладающих общими признаками или свойствами, а значимые свойства для некоторого класса объектов.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
старшей группы
Сентябрь Тема "Моя семья" Содержание занятия по развитию речи: · Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня") · Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д. · Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. ...
Идея всеобщего обучения Я.А. Коменского
Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и ...
Духовность как нравственная основа личности
Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.