Педагогика и образование » Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью » Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Страница 2

В контрольную группу (группа 2), вошли подростки, проживающие в семье и обучающиеся в 5 классе специальной коррекционной школы - интернат, в количестве 18 человек, из которых 16 мальчиков и 2 девочки.

Все дети проживают в родительских семьях. Каждый день испытуемые уходят домой.

В приложении 1 приведены списки контрольной группы с более подробными характеристиками.

Выбор пятиклассников, обосновывался тем, что испытуемые закончили обучение в начальной школе, где был только один учитель и перешли в среднюю школу, теперь учителей становиться много образ учителя обогащается.

Для реализации поставленных целей и задач исследования нами был разработан психодиагностический комплекс методов и методик, который включал в себя: биографический метод, метод наблюдения и беседы, специально подобранный комплекс психодиагностических средств, комплекс методов статистической обработки полученных данных.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

Проективный метод "Тест Руки"

Проективный метод Рисунок "Человека"

Незаконченные предложения

Проективный метод Рисунок "Учитель"

Биографический метод использовался нами для получения и анализа психологических анамнестических данных. Данный метод заключался в работе с личными делами подростков и изучение истории их жизни. Детально изучались история каждого ребенка в отдельности, история его семьи, причины помещения ребенка под опеку, наличие родственников, частота и возможность встречи родителей и младших подростков. На основании полученных сведений, происходил подбор групп испытуемых для проведения дальнейших исследований.

Метод беседы применялся в нескольких вариантах. На начальном этапе мы проводили беседу в свободной форме, спрашивали испытуемых об их интересах, планах на будущее, обсуждали проблемы в учебе, устанавливая, таким образом, доверительный контакт и создавая атмосферу безопасности.

Испытуемые радостно шли на контакт, охотно рассказывали о своей школьной жизни, показывали тетрадки, рассказывали о праздниках (которые недавно прошли в школе). Не обошли стороной и тему учителя, некоторые испытуемые от школьных предметов и праздников переходили на дефектологов. Они рассказывали, насколько им нравиться (не нравится) предметное обучение, когда было лучше (раньше или сейчас), из разговора мы подчеркнули, что большинство испытуемых продолжают испытывать привязанность, к первому учителю и его образ проявился в рисунках.

После проводили беседу с учителями и психологом, для составления более подробного и четкого портрета каждого испытуемого.

На заключительном этапе метод беседы применялся для информирования и консультирования всех заинтересованных лиц о результатах проведенного исследования с обязательным соблюдением этических принципов.

Метод наблюдения применялся на протяжении всего обследования и позволял по поведению подростков делать выводы об отношении испытуемых к себе, группе, экспериментатору, исследованию, а также свидетельствовал о необходимости сделать перерыв в обследовании.

В процессе наблюдения нами были замечены следующие реакции, возникающие на просьбу нарисовать учителя:

Негодование, испытуемые хорошо понимали инструкцию, но их никто и никогда не спрашивал, как они к нему относятся, и данная тема с ними никогда не обсуждалась. Присутствовал страх перед наказанием, а вдруг они не так как он хочет, его нарисуют. При данной позиции мы предлагали испытуемым рассказать о своих опасениях и объясняли, что все строго конфиденциально и ни один учитель не увидит, что они нарисуют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
Сентябрь Тема "Моя семья" Содержание занятия по развитию речи: · Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня") · Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д. · Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. ...

Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста
Чувства у детей возникают как результат определенных переживаний. Под влиянием новых переживаний чувства могут изменяться и совершенствоваться. Переживания чаще всего возникают в процессе восприятия, осознания или волнения. Например, осознание ребенком нехорошего поведения сверстника; волнение, свя ...

Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о чем необходимо помнить родителям и педагогам
Как было сказано выше, одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения является правильный индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения. В этой связи очень важным оказывается точное понимание специалистами и ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0124