Испытуемым давалась следующая инструкция: "Нарисуйте, пожалуйста, учителя в действии, какого хотите". На вопросы уточняющего характера давались уклончивые ответы, на сомнения и подозрения успокаивающие.
В протоколе регистрировались комментарии детей в процессе рисования и после, время начала рисования, количество стираний и перерисовок, с чего начинает рисовать испытуемый.
Анализ рисунков проводился с учетом формальной и содержательной характеристики изображения:
Графическая информация (ОУ) наличие всех частей тела, черты лица, одежда;
Декорирование образа (ВП) наличие украшений, аксессуаров, яркость красок;
Педагогическое мастерство учителя (ПМ) наличие учебных принадлежностей, сюжетная линия рисунка учитель в учебном процессе;
Доброжелательное отношение учителя к учащимся (ДУ). Отсутствие агрессивных, конфликтных, тревожных показателей. Наличие солнца, травы, цветов в сюжете. Присутствие в рассказе детей хорошего, понимающего отношения учителя к ученикам.
Баллы расставлялись в соответствии с наличием на изображение всех частей тела учителя, одежда, украшения, наличие учебных принадлежностей, дополнительные предметы (не относящиеся к учебному процессу).
На первом этапе работы над дипломом было осуществлено ознакомление с литературой по проблемам исследований особенностей представлений в психолого-педагогической литературе.
Второй этап заключался в подборе методик, в соответствии с целью исследования, выборе образовательного учреждения, являющегося базой исследования, а также в сборе экспериментальных показателей. В этот период было проведено исследование представления об учителе у детей среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
На третьем этапе был проведен сравнительный анализ полученных результатов.
Исследование проводилось индивидуально и фронтально. Экспериментальной базой послужили следующие учреждения.
Исследование проводилось в 2009 г.
Эмоционально - личностные особенности испытуемых
Результаты исследования эмоционально-личностных особенностей испытуемых экспериментальной и контрольной группы по методу "Тест Руки" представлены в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2
Эмоционально-личностные особенности учащихся с умственной отсталостью.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Статистическая значимость различий | |
коммуникативность |
0,67 |
1,06 |
p<0,001 |
активность |
2,8 |
3,9 |
p<0,001 |
демонстративность |
1,6 |
0,6 |
p<0,05 |
тревожность |
2,9 |
4,6 |
p<0,10 |
адаптация |
1,7 |
2,07 |
p<0,10 |
Понятие технологического образования школьников
Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются соц ...
Конспект мероприятия
Кроме уроков, за время прохождения практики в школе №175, совместно с преподавателем права и классными руководителями 10-х классов, я принимала участие в подготовке и проведении следующего мероприятия: Исследование по теме: Социальные проблемы рынка труда Описание. Мероприятие проводится как заключ ...
Сущность ученического самоуправления
Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечива ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.