Испытуемым давалась следующая инструкция: "Нарисуйте, пожалуйста, учителя в действии, какого хотите". На вопросы уточняющего характера давались уклончивые ответы, на сомнения и подозрения успокаивающие.
В протоколе регистрировались комментарии детей в процессе рисования и после, время начала рисования, количество стираний и перерисовок, с чего начинает рисовать испытуемый.
Анализ рисунков проводился с учетом формальной и содержательной характеристики изображения:
Графическая информация (ОУ) наличие всех частей тела, черты лица, одежда;
Декорирование образа (ВП) наличие украшений, аксессуаров, яркость красок;
Педагогическое мастерство учителя (ПМ) наличие учебных принадлежностей, сюжетная линия рисунка учитель в учебном процессе;
Доброжелательное отношение учителя к учащимся (ДУ). Отсутствие агрессивных, конфликтных, тревожных показателей. Наличие солнца, травы, цветов в сюжете. Присутствие в рассказе детей хорошего, понимающего отношения учителя к ученикам.
Баллы расставлялись в соответствии с наличием на изображение всех частей тела учителя, одежда, украшения, наличие учебных принадлежностей, дополнительные предметы (не относящиеся к учебному процессу).
На первом этапе работы над дипломом было осуществлено ознакомление с литературой по проблемам исследований особенностей представлений в психолого-педагогической литературе.
Второй этап заключался в подборе методик, в соответствии с целью исследования, выборе образовательного учреждения, являющегося базой исследования, а также в сборе экспериментальных показателей. В этот период было проведено исследование представления об учителе у детей среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
На третьем этапе был проведен сравнительный анализ полученных результатов.
Исследование проводилось индивидуально и фронтально. Экспериментальной базой послужили следующие учреждения.
Исследование проводилось в 2009 г.
Эмоционально - личностные особенности испытуемых
Результаты исследования эмоционально-личностных особенностей испытуемых экспериментальной и контрольной группы по методу "Тест Руки" представлены в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2
Эмоционально-личностные особенности учащихся с умственной отсталостью.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Статистическая значимость различий | |
коммуникативность |
0,67 |
1,06 |
p<0,001 |
активность |
2,8 |
3,9 |
p<0,001 |
демонстративность |
1,6 |
0,6 |
p<0,05 |
тревожность |
2,9 |
4,6 |
p<0,10 |
адаптация |
1,7 |
2,07 |
p<0,10 |
Школьное самоуправление как фактор воспитания гражданственности
Первой и одной из самых важных ступеней на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вы ...
Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий
Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инн ...
Содержание работы социального педагога коррекционной школы по
формированию здорового образа жизни учащихся
Сформированность здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого её члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: Если созд ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.