Испытуемым давалась следующая инструкция: "Нарисуйте, пожалуйста, человека в действии". На вопросы уточняющего характера давались ответы: "Любого, кто тебе нравится, кого хочешь, что хочешь, как думаешь…". На любые выражения сомнений говорилось: "Ты начни, а дальше легче будет…"
Интерпретация: В протоколе регистрировались комментарии детей в процессе рисования и после, время начала рисования, количество стираний и перерисовок, с чего начинает рисовать испытуемый.
Анализ рисунков проводился с учетом формальной и содержательной характеристики изображения.
Графическая информация (ЯО) наличие всех частей тела, черты лица, одежда;
Самосознание ребенка (ЯУ) наличие учебных принадлежностей, сюжетная линия рисунка направленная на учебный процесс;
Самосознание ребенка (ЯД) наличие друзей в рисунке, сюжетная линия рисунка направлена на взаимоотношения с друзьями;
Самооценка ребенка (СО);
Потребность в общении с заботящимся человеком (ЗЯ).
Баллы расставлялись в соответствии с наличием на изображение всех частей тела в образе - Я, одежды, украшений, наличие учебных принадлежностей, дополнительные предметы (не относящиеся к учебному процессу).
3. Метод "Незаконченные предложения" Д. Сакса и Р. Леви (модифицированный вариант)
Назначение методики: выявить отношение учащихся к учителю и особенности восприятия его школьниками.
Исследование проводилось индивидуально.
Испытуемым давалась следующая инструкция: "Я сейчас буду зачитывать тебе начало предложения, а ты его закончи". Например: "В будущем я хотел (а) бы…". После того как испытуемый понял инструкцию, зачитывались следующие предложения:
Учительница нужна для того, чтобы…
Если бы не было учителя …
Учительница должна быть …
Я думаю, что учительница чаще всего…
Если ребенок не понимал смысл предложение, оно зачитывалось повторно.
Интерпретация. Полученные данные обрабатывались с помощью метода контент-анализа.
Ответы поделились на шесть категории. В категорию "ученик-учитель" (УУ) заносились ответы, направленные на взаимодействие с учителем, такие как: мы объясняем ей, она слушает нас, много замечаний говорит.
В категорию "педагогическое мастерство" (ПМ) заносились следующие ответы испытуемых; пишет на доске, в школе знания дает, записывает задание и т.п.
В категорию "авторитет" (АУ) заносились ответы, указывающие на высокую личностную значимость учителя, проявление уважения к нему.
В категорию "умный учитель" (У) заносились ответы: умный, много знает, знает все.
В категорию "описание внешности" (ВН) заносились ответы, указывающие внешний вид учителя.
В категорию "доброжелательность учителя" (ДУ). Заносились ответы, указывающие на личностное, в неучебное время, отношение учителя к ученикам (добрая, ласковая, любит).
Ответ на каждое предложение оценивался в один балл и заносился в соответствующую категорию.
4. Проективный метод Рисунок "Учитель" обрабатывался по методу С. Бернс, С. Кауфман тест "Кинетический рисунок семьи"
Назначение методики: выявить представление испытуемых об учителе как телесной организации, общее представление об учителе, представление, об учителе как участнике учебного процесса.
Стимульный материал: простой карандаш средней мягкости, лист белой бумаги формата А4.
Исследование проводилось фронтально, малыми группами по 6 испытуемых.
Диагностика развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного
возраста
Констатирующие эксперименты проводились с тремя группами детей 5-го года жизни в тех же дошкольных учреждениях. Общие педагогические условия во всех группах были аналогичными. Целью констатирующего эксперимента было диагностика развития умений диалогической речи у детей и представлений детей о разн ...
Закономерности и принципы воспитания
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Персонификация понимается как опора на личностные ...
Классификация компетенций
В докладе В. Хутмахера отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать (scriptural thought (writing) и rational thought), или семь: учение (learning); исследование (searching); думание (thinking); обще ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.