Рисунок 1
Эмоционально-личностные особенности учащихся с умственной отсталостью
Из таблицы 2 и рисунка 1 видно, полученные различия достоверны на 5-10% уровне статистической значимости.
Показатель коммуникативность в экспериментальной группе в 1,5 раза ниже по сравнению с контрольной группой, что говорит о нежелании детей, воспитывающихся в интернате вступать в контакт с окружающими без определенных побуждений к разговору. В то время как дети из благополучных семей, даже без стимула к разговору со стороны других людей, могут охотно вступить в разговор.
Показатель активности детей, воспитывающихся в интернате, ниже испытуемых из семей в 1,3 раза. Это можно объяснить не желанием подопечных брать на себя ответственность, принимать в чем-либо участие, однако опекаемые дети имеют значительно выше, в отличие от семейных детей, показатель демонстративность, он в 0,36 раза выше в экспериментальной группе. Демонстративность детей, воспитывающихся в интернате, может носить защитный характер.
Это может означать, что недостаток навыков общения и неумение наладить контакт с окружающими подопечные стремятся компенсировать при помощи демонстративного поведения, например: нарушением дисциплины на уроках и переменах, иногда асоциальными поступками, т.е. демонстративность детей, воспитывающихся в интернате, может носить защитный характер.
Коэффициент уровня тревожности (агрессии) у детей, воспитывающихся в интернате ниже в 1,6 раз семейных испытуемых, вероятно, это связано с тем, что подопечные, проживающие в интернате, с понедельника по пятницу, имеют определенный режим дня, они знают, что и когда будет, таким образом, они находятся в относительно стабильной обстановке. Это обстоятельство немаловажно для умственно отсталых подростков, так как стереотипность мышления является их характерной особенностью. В связи с этим они менее подвержены эмоциональному стрессу в отличие от семейных испытуемых. Контрольная группа, хотя и состоит из детей благополучных семей, однако стили воспитания, выбранные родителями, могут привести ребенка в состояние эмоционального стресса, и вероятно поэтому, уровень тревожности у них выше опекаемых детей.
У детей, воспитывающихся в интернате средние показатели адаптации в 1,6 раз меньше чем в контрольной группе. Можно предположить, что опекаемые дети личностно не адаптированы в социуме, в то время как их одногодки, из родительских семей, имеют относительно неплохую личностную адаптацию в социуме. По-видимому, это происходит из-за нарушенной эмоциональной и коммуникативной связи с матерью, и потому, что жизнь в интернатом учреждении не требует от личности ребенка выполнения тех функций, которые обычно выполняются в жизни семьи.
Результаты исследования личностных особенностей испытуемых экспериментальной и контрольной группы по методу рисунок "Человека" представлены в таблице 3 и на рисунках 2; 3.
Таблица 3
Личностные особенности умственно отсталых учащихся по тесту рисунок "Человека"
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Статистическая значимость различий | |
Самооценка |
2,06 |
2,33 |
p<0,10 |
Зависимость от матери |
0,7 |
0,2 |
p<0,10 |
Типы школ
К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты построения системы образования. Она включает в себя похожие звенья такие как: дошкольное воспитание, нача ...
Проблема формирования экологических знаний у младших школьников
Формирование экологических знаний является одной из задач современной начальной школы. Прежде всего, дадим определение понятию «знание». С философской точки зрения «знание» - это «проверенный общественно-исторической практикой и удовлетворенный логикой результат процесса познания действительности, ...
История развития дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скорог ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.