Правильное же воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию и появлению нежелательных навыков, поступков и привычек в поведении, что может неблагоприятно сказываться и на формировании его нравственных качеств.
Зарождение высоконравственного поведения ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из его слова, действия, бездействия, из его отношения к действиям и словам других. Все эти слова, действия и поступки предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых ребенок должен быть тверд: что можно, что нельзя, как нужно поступать.
Как грамотный человек читает слово, не останавливаясь мыслью на каждой букве, так для нравственно воспитанного человека благородный поступок не нуждается в логическом обосновании какой-то идеи, сущность которой выражает этот поступок. Но как чтение слова невозможно без знания букв, так и нравственная убежденность невозможна без нравственных поступков и без нравственных привычек.
«Простые нравственные поступки, нравственные привычки - азбука морали (иначе нравственности). И что с того, что эта азбука выражается в прописных истинах? Где азбука - там и прописи. Но, увы, многие ребята именно прописных истин не знают. И дошкольник или школьник делает плохое не всегда потому, что его учат или не учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее.
У иных воспитателей и отношение к детям выражается очень просто: «не мешай». Не мешает, не нарушает дисциплину, не обращает на себя внимание дурным поступком, (т. е. опять же - не мешает),- значит, все в порядке . Когда же дисциплина нарушена, когда ребенок совершил что-то предосудительное - вот тогда воспитатель и начинает реагировать, тогда только ребенок, и «проявляется» в его сознании. И в этой ситуации уже трудно понять, кто занимается воспитанием, т.е. кто дает первый толчок воспитательному воздействию. Чаще всего - ребенок-«нарушитель». Где уж тут говорить о нравственности? Вот этим постоянно и занимался Сухомлинский: он учил детей делать хорошее, переживать хорошее.
У Сухомлинского дети всегда перед глазами; и он никогда не ждал «нарушений», он воспитывал принципиально иным способом - не на нарушениях морали, не на безнравственных поступках, а на утверждении морали; т.е. не на дурном, а на хорошем поступке и примере. Он постоянно побуждал и побуждал детей к «хорошему».
«Исследованиями различных лет также доказано, что особенностью детей дошкольного возраста является не только большие возможности к восприятию, но и ярко выраженная способность к подражанию и выражению эмоций. В то же время у детей дошкольного возраста недостаточно развита произвольность поведения, они не умеют контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание – всё это также часто приводит к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства и ставят перед воспитателями самую первостепенную задачу формирования именно нравственных навыков поведения у детей, так как в процессе накопления опыта они перерастают в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, в которых проявляются уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, позже навыки, уже превратившиеся в привычки, становятся нормой поведения. Например, привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться к людям с просьбой».
Программа опытно-экспериментальной работы по обоснованию модели реализации
социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
В данном параграфе представлены и описаны основные этапы эксперимента, проведенного в рамках данного научного исследования по реализации социально-педагогического потенциала в условиях учреждений дополнительного образования. На основе анализа научной литературы определили применительно к нашей опыт ...
Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя
речи
В итоге логопедического обследования ставится уровень речевой сформированности и уточняется диагноз для составления коррекционно-логопедической работы. Исходя из темы аттестационной работы: «формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятия ...
Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Основные цели гражданского воспитания в школе: - Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.