Так с самых ранних лет жизни дети усваивают представления о моральных нормах общества. Конечно, воспитывая у них нравственные навыки и привычки, педагог проводит и работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных действий и поступков, которые он предлагает им совершать. И поэтому перед педагогом стоит ещё и задача развития у детей многих нравственных представлений, на основе которых и сформируются нравственные чувства и их поведение в целом. Классический педагогический опыт подсказывает, что лучше разъяснять на конкретных примерах, как детям следует поступать. Воспитатель говорит и создает ситуацию: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть одной игрушкой». Педагог может показывать лично или приводить пример, как можно весело поиграть одной игрушкой нескольким детям.
В старшем дошкольном возрасте навыки и чувства, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, уже становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам и интересам, существующим в обществе. Педагог подчеркивает свою вежливость в обращении с детьми, уважает их занятия, не отвлекает без надобности, если ребенок занят чем-то полезным – так дети приобретают вежливость и уважение к окружающим взрослым и сверстникам, положительное отношение к их занятиям, так рождаются чувства привязанности и товарищества.
И если в младшем возрасте дети не имеют длительных дружеских привязанностей то, «в старшем дошкольном возрасте дети делают попытки объяснить само понятие «дружба», начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы, проявляют постоянную привязанность в дружбе».
«По-разному проявляется и отзывчивость, и взаимопомощь В раннем дошкольном возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, …(позже)….по собственной инициативе он откликается на разное эмоциональное состояние сверстников, проявляет попытки оказания друг другу помощи в самообслуживании, в играх, в занятиях, быту. В среднем дошкольном возрасте мотивы оказания помощи становятся более осмысленными, возникают попытки обучать друг друга способам деятельности. В старшем дошкольном возрасте отзывчивость и взаимопомощь характеризуются избирательностью и осознанностью Дети охотно помогают малышам и взрослым, взаимопомощь выступает как трудовое действие».
Педагог видит, что в старшем дошкольном возрасте уже формируется общественное мнение в детском коллективе. Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка верным ориентиром поведения. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает и необходимость, и разумность соблюдения правил, накапливает опыт нравственного поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны его отстаивать и защищать, требовать соблюдения его от сверстников Общественное мнение как воспитательное средство должно иметь правильную нравственную направленность на основе доброжелательного и требовательного отношения детей к другим детям, адекватной самооценки.
В основе же воспитания нравственной культуры поведения у дошкольников лежит усвоение нравственных норм и правил. Норма поведения носит более обобщенный характер, характеризует общую направленность отношений. Правила поведения имеют частный и более узкий смысл, может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету, служит определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях.
Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»
Главная цель работы учителя-дефектолога состоит в том, чтобы в результате систематических занятий у его воспитанников сформировался сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. Проводить заняти ...
Итоги применения Sales Expert в Учебном бюро
Так как современные реалии диктуют переход к информационному обществу, преподавателям специальных дисциплин необходимо подготовить специалиста, готового войти в это общество. В соответствии с Концепцией информатизации сферы образования Российской Федерации главная цель информатизации образования со ...
Цели деятельности современной школьной библиотеки
И.С. Пилко, доктор педагогических наук Кемеровского государственного университета культуры и искусств, утверждает, что любая библиотечная технология обладает рядом признаков: -целесообразность достижение планируемого результата с оптимальными затратами; -процессуальность= алгоритмическое представле ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.