«Вот, что писал (о воспитании нравственности) талантливый педагог Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов». Автор приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал он и народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
«Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил и выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, именно оно формирует в детях добродетельный характер и сочувственное отношение к людям».
И практически во всей педагогической литературе указывается, что важным звеном в нравственном воспитании детей-дошкольников являются определенные принципы: принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение ребенка, принцип систематичности и последовательности, которые вытекают из понятия целостности процесса развития личности. Такое единство требований в детском саду, в семье обеспечивает прочное усвоение нравственных навыков поведения и достаточную сформированность нравственных чувств, как основ личности ребенка. Эти принципы требуют от педагога осуществлять всю образовательно-воспитательную работу в детском дошкольном учреждении систематически, последовательно усложняя задачи нравственного воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей, уровня усвоения вводимых нравственных норм и опыта поведения). Необходимо также и создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того чтобы сформировать любое нравственное чувство, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в этом, а также обеспечить полное единство требований к нему со стороны всех воспитывающих лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Здесь как раз и возникает опасность формирования приспособленчества.
Учет этих научно обоснованных принципов, в педагогической работе по нравственному воспитанию, требует от педагога ещё и установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы по нравственному воспитанию среди родителей.
Таким образом, нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Поэтому нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них прочных нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности. Формирование этих чувств неизменно должно базироваться на описанных в параграфе педагогических принципах (единстве требований, единстве воздействий, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности).
Дидактические принципы построения
системы самостоятельных работ учащихся и руководство ею
На уроках физики, как и на уроках по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т. е. представляют систему. Под системой самос ...
Системы хранения в образовании
Любая форма обучения зависит от способности хранить сумму накопленных знаний так, чтобы иметь к ним доступ в случае необходимости. Любая форма преподавания также должна обладать определенным запасом знаний по изучаемым проблемам и располагать методами их решения. В случае, когда процесс обучения пр ...
Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
Коммуникативная компетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов у ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.