В более младшем дошкольном возрасте выполненное правило всегда необходимо подкреплять положительной оценкой. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает разумность, и необходимость соблюдения правил, накапливает опыт поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны защищать, требовать его соблюдения от сверстников В старшем же дошкольном возрасте формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление их понять. Дети начинают отличать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил. Собственное экспериментирование на социальных, моральных явлениях придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер.
Не смотря на то, что детям многое, как упоминалось выше, может подаваться в качестве примеров, педагоги и психологи пишут о том, что «было бы неверным думать, что только положительные примеры взрослых сами по себе могут служить нравственному воспитанию, формированию настоящих чувств, правильных действий и хорошего поведения детей.
Дело часто решается не созерцанием положительных примеров, а такой насыщенной организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, побуждают самостоятельно чувствовать, как нужно поступить».
Психолого-педагогический опыт говорит и о том, что воспитатели должны предлагать детям, особенно 5 – 7 лет, например, помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о более младшем ребенке, выполнить просьбу старших. Постоянные и многократные повторения закрепляются у детей и становятся потребностью, важнейшим механизмом мотивов поведения. Это свидетельствует о том, что очень важно упражнять детей в нравственных действиях, используя при этом жизненные ситуации или организуя специальные условия в развивающей среде детского учреждения.
Постепенно накапливаясь, опыт положительных побуждений, нравственных навыков и поступков определит у ребенка арсенал его общей нравственной культуры, глубоких чувств и достойного поведения.
При анализе психолого-педагогической литературы по проблемам нравственного воспитания дошкольников мы выяснили, что с позиций педагогической теории и практики нравственное воспитание, конечно, осуществляется не так, как, например, занятия по физическому, эстетическому воспитанию и, тем более, не так, как занятия какой-то отдельно взятой деятельностью: трудовые занятия, занятия по конструированию или лепке. Поразительным образом нравственное воспитание связано со всей образовательно-воспитательной работой педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, проводя соревнования по физическому воспитанию, организуя те же трудовые занятия, наблюдая за играми детей или намечая занятие по изобразительной деятельности; воспитатель продумывает темы и сами занятия, таким образом, чтобы дети могли в рисунке выразить свое отношение к действительности; занимаясь с детьми трудом, воспитатель мотивирует значение их труда для окружающих людей; всегда оценивает и моральную пользу затеваемой детьми ролевой игры, а при соревнованиях по физическому воспитанию укрепляет в детях веру в свои силы, развивает у них самостоятельность, инициативу, взаимопомощь. Нравственное воспитание осуществляется педагогом и тогда, когда дети, пусть даже старшие дошкольники, не могут поделить свои приоритеты – кому, чем играть; не могут распределить обязанности, если педагог дал какое-то задание нескольким детям; и тогда, когда ребята собирают разноцветные осенние листья (мы принесем их в группу и украсим помещение - всем будет приятно), и когда дворник метет эти листья (будет чисто во дворе); и тогда, когда читает отрывки сказки в стихах у памятника Пушкину (мы совершаем экскурс в историю литературы нашей родины).
Разработка учебных занятий в средней и высшей школе
Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность" Цели: Образовательные: систематизация и углубление знаний учащихся о зависимости строения, свойств и функций белков – антител; углубление понятия толерантность. Развивающие: развитие способности ...
Принципы воспитания в системе А.С. Макаренко
Известный советский педагог и писатель. Принципы воспитания по Макаренко. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие ...
Личностно-ориентированные технологии
обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориент ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.