Для нравственного воспитания детей и самому педагогу, воспитателю, необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого, именно, человека сам педагог может считать нравственным и в чем, собственно говоря, для него проявляется настоящая сущность нравственности. Педагог, будучи тоже человеком, может ответить на этот вопрос, что это - тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их – вот и всё. Но можно же выполнять их и под влиянием внешнего общественного принуждения или, стремясь показать свою «нравственность», в интересах личной карьеры, или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» - не что иное, как приспособленчество и даже лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон может быстро поменять свою нравственную окраску и будет отрицать и ругать то, что хвалил раньше.
Хотя приоритет настоящей нравственности педагогами и психологами уже выдвинут. Сейчас необходимо ещё и «воспитание планетарного сознания, т.е. дружеского отношения ко всем жителям Земли. Формирование личности ребенка в духе ненасильственного отношения к природе и обществу, формирование у ребенка умения жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми. Дети неосознанно ощущают себя жителями всей планеты и все их отношения должны быть основаны на уважении к личности человека и, ребенка тем более, на любви, знании законов психического и физического развития.
Таким образом, нравственное воспитание осуществляется в детском саду при создании всех условий для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только при этом у детей может быть создано ощущение эмоционального благополучия, и они охотно и непринужденно смогут общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть, делиться с друзьями и взрослыми своими радостями и огорчениями.
В нравственном формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению и деятельности. Мотивы могут быть нравственные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповой библиотечке - или эгоистические: захватить лучшую игрушку (для себя), оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника. Если в младшем дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивации выступают не всегда заметно (и еще нельзя сказать о нравственной воспитанности ребенка), то у детей шести-семи лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности.
Для нравственного воспитания используются и определенные методы - способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и нормами общества.
Если воспитатель формирует начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитатель воспитывает коллективизм - значит, организуя детскую жизнь и деятельность, развивает желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому о всех; прививает любовь к своему городу, стране. Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе для нравственного воспитания используется целый комплекс различных методов.
Коммуникативная цель обучения иностранному языку на начальном этапе
Раскрытие коммуникативной цели обучения начнем с рассмотрения специфики учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключается в том, что, во-первых, язык — будь то родной или иностранный — служит средством общения, средством приема и передачи информ ...
Состояние фондов школьных библиотек
Библиотеки, осуществляющие информационно-библиотечное обслуживание системы образования, находятся в подчинении двух министерств: культуры и массовых коммуникаций, образования и науки. Если первые- самостоятельные науки, сами выбирающие приоритеты своей деятельности, то вторые- как структурные подра ...
Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста
со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.