Такое содержание организации жизни детей ведет и к началам патриотического воспитания: идет накопление ребенком социального опыта жизни в своем отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений, а также накопление знаний о Родине, формирование на их основе отношений и организация доступной деятельности.
Патриотизм включает в себя когнитивный (знания, представления о Родине), эмоциональный (патриотические чувства, любовь, привязанность, ответственность) и поведенческий компоненты (доступные формы деятельности).
Немаловажен для нравственного воспитания детей-дошкольников – облик самого воспитателя и его высоконравственное поведение. В педагогической литературе мы находим описания и видим практической деятельности, как дети в большинстве случаев подражают педагогам, верят в важность и значительность того, что они говорят и делают, безотчетно соглашаются с тем, что их воспитатель и есть сама справедливость, а потому и проникаются его убеждениями. При этом облик и стиль поведения их педагогов становится для детей примером подражания и одновременно примером отношения к окружающим. Однако дошкольники самостоятельно подражают и сверстникам, хотя далеко не всегда они способны правильно оценить содержание поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам.
Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на подражание и эмоциональное развитие дошкольников мимика и интонация речи взрослых. Оказалось, если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны ко многому , что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и со взрослыми выражено довольно слабо. Это плохо не только само по себе - отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей.
Следует также помнить, что многие положительные состояния ребенка - бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность в добрых отношениях взрослых - благотворно сказываются и на жизнедеятельности детского организма в целом. Отрицательные же чувства - состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний - ведут к нежелательным результатам. Если взрослые не проявляют по отношению к ребенку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, - постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению и к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают и трудности установления контактов с окружающими людьми. “Воспитание малышей, - писал А.С. Макаренко, - требует гораздо больше души, неослабевающего интереса, все растущего чувства ответственности, а не времени. И чем ребенок старше, тем ёще меньше он требует времени, а напряженнее становится ответственность.
В соответствии с установившимися традициями прошлых лет, т.е. ещё советской дошкольной педагогики, да и современной, которая во многом опирается на педагогические достижения и опыт тех лет, можно сформулировать следующее: «В нравственном воспитании маленьких детей должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых».
Значит, только атмосфера тепла, любви, заботы, ласки, а также правильной требовательности со стороны взрослых – может посеять радость, открытость и доверие со стороны детей. Именно такую атмосферу любви в воспитании уточнил В.Г. Белинский: «Разумная любовь должна быть основой взаимных отношений между взрослыми и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына».
Нововведения в преподавании иностранных языков
На пути к новой парадигме образования, кардинальные изменения, которые происходят в последнеее время, толкают на коренные изменения, являющиеся частью процесса обновления системы образования в зарубежных странах. Они направлены на переход к гуманно-инновационному образованию нового вида, его конкур ...
Воспитательная роль педагогического взаимодействия в становлении
индивидуальности подростка
Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связно с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или не развития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общес ...
Содержание блоков программы работы кружка «В мире чудес»
Занятия подготовительного блока Занятие 1. «Зимняя сказка» Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения. Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинк ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.