Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений в формировании нравственных чувств у старших дошкольников и воспитании их нравственности. На этапе последнего контрольного эксперимента мы использовали те же методы диагностики, что и в первом констатирующем эксперименте: беседа, наблюдение за детьми в деятельности с художественной литературой и других видах деятельности, анкетирование родителей.
Беседа повторялась с целью выявления положительных сдвигов в формировании нравственных чувств и их проявлений в различных видах деятельности у детей.
Анализ ответов детей дает возможность судить о повышении уровня сформированности представлений и нравственных чувств и их проявлений в детской деятельности.
Результаты показали, что большинство детей теперь знают пословицы и поговорки о добре, дружбе, любви, умении помогать, смелости, скромности, трудолюбии. Дети знают многих героев из сказок Г.Х Андерсена и других художественных произведений, имеющих воспитательное значение. Дети понимают, какие добрые дела может совершать человек благодаря доброте, чуткости, отзывчивости, смелости, дружбе, трудолюбии. Знают хорошие поступки героев сказок и рассказов. Расширился кругозор детей и о труде их родителей, появилось желание - трудится самим, повысилось стремление помогать взрослым, малышам, товарищам.
На данном этапе контрольного эксперимента так же проводились повторные наблюдения за деятельностью детей с художественной литературой и другой детской деятельностью. Нам важно было установить, произошли ли положительные сдвиги в проявлениях нравственных чувств у дошкольников.
Анализ повторного наблюдения занятия с детьми «Труд в библиотеке» показал, что дети были дружными, внимательными друг к другу, активными, любознательными, а также старались помогать отстающим. По окончании работы дети самостоятельно убрали за собой и остались довольны результатами труда.
Во время самостоятельных игр дети проявляли инициативу в помощи товарищам, уступали друг другу, когда это требовалось.
Мы провели повторное наблюдение за выполнением заданий-упражнений, которые воспитатель давала детям, разделив их на подгруппы:
- упражнение «Нарисуй словесный портрет любимого книжного героя» - также выполняла одна подгруппа;
- упражнение «Осмысли значение пословицы и составь небольшой рассказ, отражающий её значение» – другая подгруппа.
Анализ показал, что дети справились и с этими заданиями гораздо лучше. Описывая героев, дети передавали не только внешний вид, больше говорили об их поведении, действиях, хороших качествах.
Дети составили рассказы и раскрыли значение пословиц. Они придумали действия и поступки детей и людей, чтобы сообщить о добросовестном труде, добрых делах, о помощи животным.
Дети были более эмоциональными, активными, добрыми.
На заключительном этапе контрольного эксперимента нами проводилось повторное анкетирование родителей с целью определения произошедших положительных изменений в понимании значения воспитания нравственных чувств через приобщение детей к художественной литературе и другой деятельности.
Анализируя ответы родителей, мы выявили, что родители старательно приобщают детей к художественной литературе, имеющей воспитательное значение, а так же мы выяснили, что повысилось число детей, которые стали чаще помогать взрослым и малышам, заботиться о своих товарищах, проявлять чуткость к родителям и другим старшим людям. Большинство родителей показали знания о тех нравственных чувствах, которые надо развивать у дошкольников. Кроме этого, родители показали знание пословиц и поговорок о добре, дружбе, любви, о труде, скромности, смелости, которые они используют теперь с детьми в процессе различной совместной деятельности.
Мы пришли к выводу, что для 82% семей теперь проблема формирования нравственных чувств у детей имеет большое значение.
Чтобы иметь возможность сравнить количественные данные, характеризующие сформированность нравственных чувств дошкольников на последнем контрольном этапе после формирующих воздействий, использовались те же критерии сформированности нравственных чувств.
Эти данные по экспериментальной группе, свидетельствуют, что у большинства детей, участвующих в исследовании, нравственные представления и нравственные чувства в процессе работы с художественной литературой и другой деятельностью развивались, обогащались и теперь достигли высокого уровня -10 человек (58%), средний уровень у 4 человек (24%) и низкий уровень у 3 человек (18%).
Динамика произошедших изменений в уровнях сформированности нравственных чувств в процессе приобщения детей к художественной литературе и другим видам деятельности после формирующего эксперимента отражена на Диаграмме 2 в значениях и в процентах.
На диаграмме видно, что нам удалось значительно повысить первый уровень - с 4 до 10 человек, а также изменилось число детей в среднем уровне (4 человека) и низком (3 человека). Это произошло в результате целенаправленной работы по формированию нравственных чувств дошкольников и установление достаточных контактов с семьей.
Становление и эволюция коммуникативной методики обучения
Первые сведения об изучении иностранных языков относятся к достаточно отдаленным временам: в эпоху расцвета культуры в Сирии, древнем Египте, Греции Риме иностранные языки имели практическое и общеобразовательное значение в силу оживленных торговых и культурных связей между этими странами. Их роль ...
Образование как капитал
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Опыт индустриально-развитых стран показывает распространенную во многих слоях общества высокую личностную ценность образования. Увеличивается взаимовлияние образов ...
Характеристика понятия «адаптация»
Часто поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Актуа ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.