Диаграмма 2 в значениях и в %
Наибольшие изменения в поведении детей экспериментальной группы произошли не столько в количественном, сколько в качественном отношении. Например, дети с высоким уровнем сформированности нравственных чувств (согласно критериям) – Дима В., Наташа В., Галя А., Света Ж. и другие, стали ещё более отзывчивы; чутки, любознательны, доброжелательны, в их взаимоотношениях с товарищами по группе, младшими детьми и взрослыми ясно выступает их желание и умение помогать, проявлять добрые чувства, заботиться, принимать большую часть труда на себя, т.е. как раз те качества, которые с очень большим трудом формируются даже у старших дошкольников.
Поэтому методы и приемы, которые мы использовали для формирования нравственных чувств у детей в процессе приобщения к художественной литературе и другим видам детской деятельности, можно считать педагогически эффективными.
Разделение детей старшего дошкольного возраста на три показанных уровня дает возможность постановки дифференцированных задач в разработке соответствующих методических приемов и рекомендаций.
В работе с детьми, имеющими сравнительно высокий уровень развития нравственных чувств, целесообразно использование таких методических приемов, которые способствуют дальнейшему развитию ещё и других качеств самостоятельности и инициативы в принятии решений, их реализации и самооценке полученных результатов. Среди этих приемов, такие приемы, как совет, предложение, постановка цели, поощрение и т.д
Детям, имеющим средний уровень развития, необходимо обеспечить возможность применения усвоенных в обычных условиях чувств и форм поведения в новых ситуациях. Хорошие результаты в работе с такими детьми дает использование приемов вариантности одних и тех же заданий. Поощрение усилий ребенка, его стремлений выполнить задания или работу хорошо, контроль за его деятельностью и другие эффективные в подобных случаях приемы воспитания.
В отношении детей с низким уровнем важно использовать такие методические приемы, которые способствовали бы формированию сознания необходимости хорошего поведения и выполнения заданий и других дел, имеющих значения для других людей.
Необходимо так же научить контролю за поведением, поступками, планированию действий, доведению всех заданий и дел до конца, показать им – сопоставление целей и результатов. Для этого целесообразно использование художественной литературы, создание игровых ситуаций после прочтения и применение узнанного в деятельности, а также использование приемов: объяснения, показы примеров, сообщение знаний о выполнения тех или иных упражнений, поощрения. Все эти приемы нравственного воспитания дают эффективные результаты, но в том случае, если их использование связано с интересами ребенка хотя бы к какому-то определенному виду деятельности или содержанию лишь некоторых литературных произведений.
Методы, применяемые нами в работе, оказались существенными для успешного формирования нравственных представлений и чувств у большинства детей, методы также способствовали качественным изменениям нравственного развития многих детей и повышению общего уровня морального развития остальных детей.
Таким образом, итоги проведенного исследования на контрольном этапе, где использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные изменения в уровнях формирования нравственных чувств дошкольников средствами художественной литературы. Большинство детей теперь имеют высокий уровень – 10 человек (58%). Уменьшилось число детей в среднем и низком уровнях сформированности нравственных чувств (4 человека – 24 % и 3 человека – 18%).
Выводы по второй главе
Проведенный количественный и качественный анализ позволил выявить уровни сформированности нравственных чувств у старших дошкольников, о чем можно было судить по содержанию ответов дошкольников на вопросы, по анализу наблюдений занятий и их самостоятельной деятельности. Эти мероприятия показали, что большинство детей имеют средний (41%) и низкий (35%) уровни нравственных чувств.
Поэтому, мы попытались выстроить работу по формированию нравственных чувств детей средствами художественной литературы следующим образом: знакомство с правилами поведения детей, воспитателей и родителей, а также разработка учебных и воспитательных задач, перспективного плана для организации формирующей работы (занятия); создание необходимых условий для организации деятельности с литературой вне занятий и другой детской деятельности; включение дошкольников в поэтапную деятельность; разработка содержания деятельности, а также подбор художественных произведений для детей; организация педагогической и просветительной работы с родителями.
В заключение организованного нами формирующего эксперимента, где использовались педагогические средства формирования нравственных чувств у детей средствами художественной литературы и другой деятельности, проводилось контрольное констатирование, включающее анализ, обобщение и оценку произошедших изменений.
Особенности проектно-исследовательской деятельности
в дошкольных учреждениях
Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследова ...
Нравственные идеи в истории педагогики
"То, что упущено в детстве, - говорил Сухомлинский, - иногда не возместить в годы юности, а тем более в зрелом возрасте". Зачастую родители и воспитатели исходят в своих действиях из неверного отношения к детям как к существам низшим. "Нет" – считал Корчак. "Сто детей – сто ...
Цель, организация, методы исследования особенностей
нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы
Данное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 126 в 4 «в» классе с октября 2006 года по апрель 2007 года. В исследовании приняло участие 20 детей, 10 детей экспериментальной группы и 10 контрольной группы (Приложение 1). По русскому языку класс учатся по программе Л.М. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.