Диаграмма 2 в значениях и в %
Наибольшие изменения в поведении детей экспериментальной группы произошли не столько в количественном, сколько в качественном отношении. Например, дети с высоким уровнем сформированности нравственных чувств (согласно критериям) – Дима В., Наташа В., Галя А., Света Ж. и другие, стали ещё более отзывчивы; чутки, любознательны, доброжелательны, в их взаимоотношениях с товарищами по группе, младшими детьми и взрослыми ясно выступает их желание и умение помогать, проявлять добрые чувства, заботиться, принимать большую часть труда на себя, т.е. как раз те качества, которые с очень большим трудом формируются даже у старших дошкольников.
Поэтому методы и приемы, которые мы использовали для формирования нравственных чувств у детей в процессе приобщения к художественной литературе и другим видам детской деятельности, можно считать педагогически эффективными.
Разделение детей старшего дошкольного возраста на три показанных уровня дает возможность постановки дифференцированных задач в разработке соответствующих методических приемов и рекомендаций.
В работе с детьми, имеющими сравнительно высокий уровень развития нравственных чувств, целесообразно использование таких методических приемов, которые способствуют дальнейшему развитию ещё и других качеств самостоятельности и инициативы в принятии решений, их реализации и самооценке полученных результатов. Среди этих приемов, такие приемы, как совет, предложение, постановка цели, поощрение и т.д
Детям, имеющим средний уровень развития, необходимо обеспечить возможность применения усвоенных в обычных условиях чувств и форм поведения в новых ситуациях. Хорошие результаты в работе с такими детьми дает использование приемов вариантности одних и тех же заданий. Поощрение усилий ребенка, его стремлений выполнить задания или работу хорошо, контроль за его деятельностью и другие эффективные в подобных случаях приемы воспитания.
В отношении детей с низким уровнем важно использовать такие методические приемы, которые способствовали бы формированию сознания необходимости хорошего поведения и выполнения заданий и других дел, имеющих значения для других людей.
Необходимо так же научить контролю за поведением, поступками, планированию действий, доведению всех заданий и дел до конца, показать им – сопоставление целей и результатов. Для этого целесообразно использование художественной литературы, создание игровых ситуаций после прочтения и применение узнанного в деятельности, а также использование приемов: объяснения, показы примеров, сообщение знаний о выполнения тех или иных упражнений, поощрения. Все эти приемы нравственного воспитания дают эффективные результаты, но в том случае, если их использование связано с интересами ребенка хотя бы к какому-то определенному виду деятельности или содержанию лишь некоторых литературных произведений.
Методы, применяемые нами в работе, оказались существенными для успешного формирования нравственных представлений и чувств у большинства детей, методы также способствовали качественным изменениям нравственного развития многих детей и повышению общего уровня морального развития остальных детей.
Таким образом, итоги проведенного исследования на контрольном этапе, где использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные изменения в уровнях формирования нравственных чувств дошкольников средствами художественной литературы. Большинство детей теперь имеют высокий уровень – 10 человек (58%). Уменьшилось число детей в среднем и низком уровнях сформированности нравственных чувств (4 человека – 24 % и 3 человека – 18%).
Выводы по второй главе
Проведенный количественный и качественный анализ позволил выявить уровни сформированности нравственных чувств у старших дошкольников, о чем можно было судить по содержанию ответов дошкольников на вопросы, по анализу наблюдений занятий и их самостоятельной деятельности. Эти мероприятия показали, что большинство детей имеют средний (41%) и низкий (35%) уровни нравственных чувств.
Поэтому, мы попытались выстроить работу по формированию нравственных чувств детей средствами художественной литературы следующим образом: знакомство с правилами поведения детей, воспитателей и родителей, а также разработка учебных и воспитательных задач, перспективного плана для организации формирующей работы (занятия); создание необходимых условий для организации деятельности с литературой вне занятий и другой детской деятельности; включение дошкольников в поэтапную деятельность; разработка содержания деятельности, а также подбор художественных произведений для детей; организация педагогической и просветительной работы с родителями.
В заключение организованного нами формирующего эксперимента, где использовались педагогические средства формирования нравственных чувств у детей средствами художественной литературы и другой деятельности, проводилось контрольное констатирование, включающее анализ, обобщение и оценку произошедших изменений.
Развитие ребенка в дошкольный период
Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особе ...
Роль игры в развитии пространственных представлений у детей
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А ...
Организация взаимодействия родителей и учреждения дополнительного
образования
Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в различных научных исследованиях. Ученые Л.В. Архангельский, С.И. Голод, И.С. Кон, В.А. Петровский и др. Они единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориентационное единство семьи, тем в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.