Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Страница 4

2. Определено содержание воспитания детей средствами художественной литературы в семье и ДОУ.

3. Определены особенности воспитания нравственных чувств детей в процессе деятельности с включением в нее средств художественной литературы.

4. Изучен опыт работы педагогов ДОУ по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

5. Определено содержание методов формирования нравственных чувств в процессе деятельности старших дошкольников, с включением в нее средств художественной литературы и других видов детской деятельности, методы были успешно апробированы в процессе экспериментальной формирующей работы.

6. Получены результаты исследования, подтверждающие эффективность применения средств художественной литературы и методов их использования для формирования нравственных чувств у детей, а также эффективность организации педагогической просветительной работы педагогов с родителями.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у старших дошкольников повысился уровень сформированности нравственных чувств. На этапе констатирующего эксперимента большинство детей имели средний (41%) и низкий (35%) уровни воспитания нравственных чувств, а на контрольном этапе мы выявили очень существенные положительные изменения в уровнях воспитания нравственных чувств дошкольников. У большинства детей уровень нравственных чувств достиг высокого (58%).

Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что осуществлять формирование нравственных чувств старших дошкольников и воспитание нравственности в целом эффективнее при:

- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;

- организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;

- отборе содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературе в ДОУ и семье;

- организации поэтапной воспитательной и формирующей деятельности, и включение в нее детей старшей группы;

- повышении уровня представлений детей о нравственных чувствах через дополнительное чтение, вне основных занятий, подобранных художественных произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями,

- организации знакомства с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей в процессе организованного просветительского сотрудничества педагогов с родителями.

пп

Темы занятий (по мотивам сказок Г.Х Андерсена)

Время проведения

Задачи

1

Предварительная работа. Выставка «Добрая Датская сказка»

1 половина ДНЯ

- формировать представления об основных сказках сказочника с мировым именем, формировать уважение к писателю, формировать бережное отношение к книгам.

2

Вводное занятие. Беседа о выставке сказок «Сказочное добро Андерсена»

2 половина дня

- сформировать уважение к писателю, способствовать формированию личного отношения к его героям и их поступкам, способствовать нравственной оценке поступков героев

3

Занятие №1 (для детей 6 лет) «Милая крошка»

1 половина ДНЯ

- формировать нравственные чувства, учить слушать сказки и рассказы, обогащать активный и пассивный словарь детей

4

Занятие № 2 (для детей 6 лет) «Сказка о верной дружбе»

2 половина дня

- формировать нравственные чувства, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, запоминая слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа

5

Трудовое занятие № 3 (для детей 6 лет) «Вырастим цветы в подарок»

1 половина ДНЯ

- формировать нравственные чувства, формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца, вызывать желание с радостью трудиться для общей цели, знакомить с агротехникой пересадки и ухода

6

Занятие № 4 (для детей 6 лет) «Превращение Гадкого утенка»

2 половина дня

- формировать нравственные чувства (скромность, доброту, умение не гордиться излишне своими достоинствами, умение проявлять чуткость, отзывчивость), учить внимательно, слушать сказки и рассказы, обогащать активный и пассивный словарь детей, в беседе повторять слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа

7

Занятие по изодеятельности № 5 (для детей 6 лет) «Сказочные герои»

1 половина ДНЯ

-продолжать формировать нравственные чувства у детей посредством изодеятельности ,

упражнять детей в рисовании с опорой на представленные иллюстрации и игрушки по сказкам, а также с опорой на собственный опыт, упражнять детей в рисовании гуашью и кистями, в умении применять сочетания цветов для выразительности образов

8

Занятие № 6 (для детей 6 лет) «Танцующие цветы»

2 половина дня

-формировать нравственные чувства (бескорыстие, доброту, дружелюбие и отзывчивость к окружающим, желание приносить радость другим), обогащать активный и пассивный словарь и развивать связную речь детей посредством прочтения, беседы и пересказа с опорой на картинки и иллюстрации

9

Занятие по изодеятельности № 7 (для детей 6 лет) «Красота цветов в ваших руках»

1 половина ДНЯ

- продолжать формировать нравственные чувства у детей, процессе изодеятельности продолжать формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца, упражнять детей в рисовании с опорой на представленные иллюстрации и по собственному представлению, упражнять детей в рисовании цветными карандашами и фломастерами, в умении применять сочетания цветов для выразительности образов, в применении способов нажима и умении аккуратного раскрашивания.

10

Занятие по лепке № 8 (для детей 6 лет) «Я выбираю персонажи»

1 половина ДНЯ

- продолжать формировать нравственные чувства у детей (отзывчивость, доброту, желание помочь, желание сделать радость другому),

- упражнять детей в выявлении основного характера формы, пропорций, строения предметов, наиболее характерных деталей персонажей,

- упражнять детей в конструктивных способах лепки персонажей, учитывая то, чему дети учились постепенно, и что теперь должно привести к более точному изображению предметов, направлять детей на передачу движения в сюжетах из нескольких предметов

11

Занятие по созданию коллективной аппликации № 9 (для детей 6 лет) «Прекрасный молодой лебедь»

1 половина ДНЯ

- на занятиях аппликацией по произведениям Андерсена формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности,

- продолжать формировать нравственные чувства,

- в процессе изодеятельности продолжать формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца,

- упражнять детей в выявлении характера формы, правильности пропорций, верности строения предметов, упражнять в поиске наиболее характерных деталей персонажей

12

Занятие № 10 (для детей 6 лет) «Твои хорошие дела»

2 половина дня

- продолжать формировать нравственные чувства (стремление к хорошим делам, достойному поведению, умению помнить хорошее, не гордиться понапрасну),

- обогащать активный и пассивный словарь детей путем слушания сказок и рассказов,

- развивать связную речь детей посредством пересказа с опорой на картинки, иллюстрации, передавая при этом свое отношение к персонажам и их поступкам.

13

Занятие № 11 (для детей 6 лет) «Сказка о стойкости, мужестве и верной любви»

1 половина ДНЯ

-вызвать у детей желание подражать замечательным героям прочитанной сказки, учить охарактеризовать героя в полноте его качеств, видеть его отношение к другим персонажам, совершенствовать навыки логичного рассказывания о персонажах произведений.

14

Занятие-игра № 12 (для детей 6 лет) «Путешествие по сказкам»

1 половина ДНЯ

-формировать нравственные чувства (отзывчивость, скромность, чуткость и уважение друг к другу),

помочь детям шести лет лучше запомнить сказки Г.Х. Андерсена посредством путешествия по сказочным событиям, закреплять навыки детей в выделении главных событий из общего текста, совершенствуя умение долгосрочного запоминания.

15

Трудовое занятие № 13 (для детей 6 лет) «Растите сказочные розы»

1 половина ДНЯ

-формировать нравственные качества, умение доводить начатое дело до конца, умение с радостью трудиться для общей цели, воспитывать ответственность, помочь детям в процессе труда лучше запомнить фамилию писателя, для которого выращиваются цветы, и сказку, в которой цветы будто сопровождают героев, знакомить детей с агротехникой ухода, формировать интерес к растениям и желание выращивать их.

16

Занятие на природе № 14 (для детей 6 лет) «Счастливая и несчастная Ромашка»

2 половина дня

-продолжать формировать нравственные чувства у детей, формировать у детей нравственное чувство бережного отношения к природе, обогащать активный и пассивный словарь детей по время чтения и бесед, развивать связную речь, организуя беседу по вопросам,

учить детей в беседе повторять слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, пересказы.

17

Экологическое занятие № 15 (для детей 6 лет) «Экология Андерсена»

1 половина ДНЯ

-продолжать формировать нравственные чувства у детей (доброту, участие, сострадание, бережное отношение к природе, чуткое и заботливое отношение к родной земле) посредством повторения сказок Андерсена о растениях и животных, обогащать активный и пассивный словарь детей, развивать связную речь посредством организации беседы,

обобщить представления детей об окружающем мире и мире, который Андерсен подарил нам в сказках,

сформировать первоначальные представления об экологии современного мира и «экологии Андерсена».

18

Выставка работ изодеятельности детей (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена), беседа на выставке (о книгах и работах)

Несколько дней

-формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, уважение к своему труду и труду других

19

Предварительная работа.

Посещение библиотек города - родители с детьми.

Выходные дни

-показать детям обустройство библиотек, книги и труд работников библиотек,

-вызвать желание к чтению, уважение к труду библиотекаря

20

Занятие № 16 (для детей 6 лет) «Труд в библиотеке»

1 половина дня

-расширить и уточнить знания у всех детей о труде в библиотеке, обучить приемам работы с книгами (уход за поврежденными книгами, расстановка, интересная подборка и оформление витрин, уборка), воспитанникам шести лет показать взаимосвязь между разными видами труда, обучить, как лучше рассказать о том, что они узнали, всем остальным детям, воспитывать трудолюбие, внимание, взаимопомощь, чуткость, добросовестность, аккуратность, бережливость и бережное отношение к книгам.

21

Создание альбома детских рисунков (фантазийные персонажи и рассказы о них)

В течение месяца

(вне занятий)

-формирование трудолюбия, заинтересованного отношения к общему результату коллективной деятельности, уважение к своему труду и труду других,

-развитие воображения и фантазии.

22

Занятие № 17 (для детей 6 лет) «Храбрый мальчик»

(начало знакомства с воспитательной литературой других авторов)

2 половина дня

-поговорить с детьми о том, как они понимают пословицу «Жизнь дана на добрые дела»,

помочь детям осознать, что герой сказки поступил по-доброму, чутко и смело.

23

Занятие № 18 (для детей 6 лет) «Зимние развлечения» (работа по рассматриванию картины, в связи с приходом зимы)

1 половина ДНЯ

-формировать нравственные чувства у детей (доброту, дружбу, участье, заботливое отношение к птицам),

учить детей шести лет целенаправленному рассматриванию картины (целостное восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного),

учить детей составлять рассказ по фрагменту картины,

формировать у детей шести лет умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.

24

Предварительная работа. Чтение и заучивание наизусть вне занятий стихотворения «Гав-гав». Э. Мошковская.

2 половина ДНЯ

-формирование долгосрочного запоминания,

- формирование умения читать стихи наизусть по ролям

25

Занятие № 19 (для детей 6 лет) «Показательная драматизация с элементами помощи младшим детям в закреплении звуков» (стихотворение «Гав-гав» Э. Мошковской)

1 половина ДНЯ

-продолжать формировать нравственные чувства у старших дошкольников (внимание и помощь младшим детям, интерес и желание к участию в драматизации), воспитывать навыки культурного общения, познакомить с новой сказкой, помочь осознать ее основную мысль, обогатить активный словарь детей за счет слов и речевых оборотов, встречающихся в тексте сказки.

26

Занятие № 20 (для детей 6 лет) «Счастливо жить – с добром дружить» («Яблоко и рассвет»)

2 половина дня

-дать детям возможность понять, как много открывается любознательному и наблюдательному человеку, воспитывать нравственные чувства, -учить детей логично отвечать на вопросы по тексту рассказа, правильно строить предложения, упражнять их в подборе прилагательных к существительному.

27

Занятие № 21 (для детей 6 лет) «Жизнь дана на добрые дела» («Рассказ о неизвестном герое»)

2 половина дня

-познакомить детей шести лет с новым произведением,

формировать нравственные чувства (доброту, участье, сопереживание),

помочь им охарактеризовать главного героя рассказа,

вызвать желание быть похожим на этого скромного человека,

развивать у старших дошкольников чувство языка этого стихотворения.

28

Занятие № 22 (для детей 6 лет) «Составление рассказов по пословицам»

1 половина дня

-дать детям представление о назначении пословиц и поговорок, их отличии от художественных произведений, учить осмысливать значение пословиц, формировать нравственные представления, которые несут в себе пословицы, -формировать нравственные чувства, вызванные постижением смысла пословиц, учить составлять по пословицам небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение, закреплять нравственные представления и чувства у детей.

29

Занятие № 23 (для детей 6 лет) «Наши мамы»

2 половина дня

-познакомить детей с новыми произведениями, формировать нравственные чувства (забота о самых близких, любовь к матери, чуткость), напомнить, что скоро праздник мам, направить побуждения и желания детей к поздравлениям своих мам, бабушек, сестер.

30

Предварительная работа. Побор книг, иллюстраций, фотографий о празднике - День Победы, о ратных подвигах современных воинов.

В течение недели

Воспитатель поручает детям (и привлекает к этому родителей) узнать о военной судьбе дедов и прадедов, о боевых наградах.

31

Занятие № 24 (для детей 6 лет) «Майский праздник - День Победы»

1 половина ДНЯ

- развивать представления детей об общественно значимых событиях в родной стране,

- обогащать представления о самом значительном празднике России - Дне Победы,

- продолжать формировать нравственные представления и чувства детей (гордость за свою страну и людей, проявивших героизм, смелость, отвагу, любовь к родине),

- воспитывать стремление быть похожими на тех людей, которые отстояли нашу родину в страшные годы войны,

-обогащать активный и пассивный словарь детей новыми словами.

32

Занятие № 25 (для детей 6 лет) «Итоговая литературная викторина»

1 половина ДНЯ

-закрепить и систематизировать знания детей о узнанных литературных произведениях, пословицах,

-закрепить нравственные представления и чувства детей.

33

Консультация на тему: «Нравственность детей и художественная литература» (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена и произведений других авторов, имеющих воспитательное значение)

2 половина ДНЯ

-просветительская работа педагогов с родителями

34

Выставка «В человеке всё должно быть прекрасно – и душа, и одежда, и мысли»

Несколько недель

-просветительская работа педагогов

35

Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание в детском саду»

2 половина ДНЯ

-просветительская работа педагогов

36

Педагогические часы, посвященные творчеству Г.Х. Андерсена (рефераты педагогов)

В течение месяца

- педагогическая работа

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Рассматривая проблему одаренности, как отмечает А.И. Савенков, «выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом, гением и простым смертным. Давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в ...

Коррекционная работа по снижению тревожности детей младшего школьного возраста
Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. П ...

Социальная обусловленность ценностей образования
Существенным для индивидуального ценностного самоопределения является не только содержание ценностей, но и их динамика. Механизм трансляции ценностей невозможен без символической формы. Нереализуемые ценности представляют опасность не только для индивида, но и для общества, поскольку поиски реализа ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0254