2. Определено содержание воспитания детей средствами художественной литературы в семье и ДОУ.
3. Определены особенности воспитания нравственных чувств детей в процессе деятельности с включением в нее средств художественной литературы.
4. Изучен опыт работы педагогов ДОУ по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
5. Определено содержание методов формирования нравственных чувств в процессе деятельности старших дошкольников, с включением в нее средств художественной литературы и других видов детской деятельности, методы были успешно апробированы в процессе экспериментальной формирующей работы.
6. Получены результаты исследования, подтверждающие эффективность применения средств художественной литературы и методов их использования для формирования нравственных чувств у детей, а также эффективность организации педагогической просветительной работы педагогов с родителями.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у старших дошкольников повысился уровень сформированности нравственных чувств. На этапе констатирующего эксперимента большинство детей имели средний (41%) и низкий (35%) уровни воспитания нравственных чувств, а на контрольном этапе мы выявили очень существенные положительные изменения в уровнях воспитания нравственных чувств дошкольников. У большинства детей уровень нравственных чувств достиг высокого (58%).
Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что осуществлять формирование нравственных чувств старших дошкольников и воспитание нравственности в целом эффективнее при:
- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
- организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;
- отборе содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературе в ДОУ и семье;
- организации поэтапной воспитательной и формирующей деятельности, и включение в нее детей старшей группы;
- повышении уровня представлений детей о нравственных чувствах через дополнительное чтение, вне основных занятий, подобранных художественных произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями,
- организации знакомства с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей в процессе организованного просветительского сотрудничества педагогов с родителями.
№ пп |
Темы занятий (по мотивам сказок Г.Х Андерсена) |
Время проведения |
Задачи |
1 |
Предварительная работа. Выставка «Добрая Датская сказка» |
1 половина ДНЯ |
- формировать представления об основных сказках сказочника с мировым именем, формировать уважение к писателю, формировать бережное отношение к книгам. |
2 |
Вводное занятие. Беседа о выставке сказок «Сказочное добро Андерсена» |
2 половина дня |
- сформировать уважение к писателю, способствовать формированию личного отношения к его героям и их поступкам, способствовать нравственной оценке поступков героев |
3 |
Занятие №1 (для детей 6 лет) «Милая крошка» |
1 половина ДНЯ |
- формировать нравственные чувства, учить слушать сказки и рассказы, обогащать активный и пассивный словарь детей |
4 |
Занятие № 2 (для детей 6 лет) «Сказка о верной дружбе» |
2 половина дня |
- формировать нравственные чувства, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, запоминая слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа |
5 |
Трудовое занятие № 3 (для детей 6 лет) «Вырастим цветы в подарок» |
1 половина ДНЯ |
- формировать нравственные чувства, формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца, вызывать желание с радостью трудиться для общей цели, знакомить с агротехникой пересадки и ухода |
6 |
Занятие № 4 (для детей 6 лет) «Превращение Гадкого утенка» |
2 половина дня |
- формировать нравственные чувства (скромность, доброту, умение не гордиться излишне своими достоинствами, умение проявлять чуткость, отзывчивость), учить внимательно, слушать сказки и рассказы, обогащать активный и пассивный словарь детей, в беседе повторять слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа |
7 |
Занятие по изодеятельности № 5 (для детей 6 лет) «Сказочные герои» |
1 половина ДНЯ |
-продолжать формировать нравственные чувства у детей посредством изодеятельности , упражнять детей в рисовании с опорой на представленные иллюстрации и игрушки по сказкам, а также с опорой на собственный опыт, упражнять детей в рисовании гуашью и кистями, в умении применять сочетания цветов для выразительности образов |
8 |
Занятие № 6 (для детей 6 лет) «Танцующие цветы» |
2 половина дня |
-формировать нравственные чувства (бескорыстие, доброту, дружелюбие и отзывчивость к окружающим, желание приносить радость другим), обогащать активный и пассивный словарь и развивать связную речь детей посредством прочтения, беседы и пересказа с опорой на картинки и иллюстрации |
9 |
Занятие по изодеятельности № 7 (для детей 6 лет) «Красота цветов в ваших руках» |
1 половина ДНЯ |
- продолжать формировать нравственные чувства у детей, процессе изодеятельности продолжать формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца, упражнять детей в рисовании с опорой на представленные иллюстрации и по собственному представлению, упражнять детей в рисовании цветными карандашами и фломастерами, в умении применять сочетания цветов для выразительности образов, в применении способов нажима и умении аккуратного раскрашивания. |
10 |
Занятие по лепке № 8 (для детей 6 лет) «Я выбираю персонажи» |
1 половина ДНЯ |
- продолжать формировать нравственные чувства у детей (отзывчивость, доброту, желание помочь, желание сделать радость другому), - упражнять детей в выявлении основного характера формы, пропорций, строения предметов, наиболее характерных деталей персонажей, - упражнять детей в конструктивных способах лепки персонажей, учитывая то, чему дети учились постепенно, и что теперь должно привести к более точному изображению предметов, направлять детей на передачу движения в сюжетах из нескольких предметов |
11 |
Занятие по созданию коллективной аппликации № 9 (для детей 6 лет) «Прекрасный молодой лебедь» |
1 половина ДНЯ |
- на занятиях аппликацией по произведениям Андерсена формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, - продолжать формировать нравственные чувства, - в процессе изодеятельности продолжать формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца, - упражнять детей в выявлении характера формы, правильности пропорций, верности строения предметов, упражнять в поиске наиболее характерных деталей персонажей |
12 |
Занятие № 10 (для детей 6 лет) «Твои хорошие дела» |
2 половина дня |
- продолжать формировать нравственные чувства (стремление к хорошим делам, достойному поведению, умению помнить хорошее, не гордиться понапрасну), - обогащать активный и пассивный словарь детей путем слушания сказок и рассказов, - развивать связную речь детей посредством пересказа с опорой на картинки, иллюстрации, передавая при этом свое отношение к персонажам и их поступкам. |
13 |
Занятие № 11 (для детей 6 лет) «Сказка о стойкости, мужестве и верной любви» |
1 половина ДНЯ |
-вызвать у детей желание подражать замечательным героям прочитанной сказки, учить охарактеризовать героя в полноте его качеств, видеть его отношение к другим персонажам, совершенствовать навыки логичного рассказывания о персонажах произведений. |
14 |
Занятие-игра № 12 (для детей 6 лет) «Путешествие по сказкам» |
1 половина ДНЯ |
-формировать нравственные чувства (отзывчивость, скромность, чуткость и уважение друг к другу), помочь детям шести лет лучше запомнить сказки Г.Х. Андерсена посредством путешествия по сказочным событиям, закреплять навыки детей в выделении главных событий из общего текста, совершенствуя умение долгосрочного запоминания. |
15 |
Трудовое занятие № 13 (для детей 6 лет) «Растите сказочные розы» |
1 половина ДНЯ |
-формировать нравственные качества, умение доводить начатое дело до конца, умение с радостью трудиться для общей цели, воспитывать ответственность, помочь детям в процессе труда лучше запомнить фамилию писателя, для которого выращиваются цветы, и сказку, в которой цветы будто сопровождают героев, знакомить детей с агротехникой ухода, формировать интерес к растениям и желание выращивать их. |
16 |
Занятие на природе № 14 (для детей 6 лет) «Счастливая и несчастная Ромашка» |
2 половина дня |
-продолжать формировать нравственные чувства у детей, формировать у детей нравственное чувство бережного отношения к природе, обогащать активный и пассивный словарь детей по время чтения и бесед, развивать связную речь, организуя беседу по вопросам, учить детей в беседе повторять слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, пересказы. |
17 |
Экологическое занятие № 15 (для детей 6 лет) «Экология Андерсена» |
1 половина ДНЯ |
-продолжать формировать нравственные чувства у детей (доброту, участие, сострадание, бережное отношение к природе, чуткое и заботливое отношение к родной земле) посредством повторения сказок Андерсена о растениях и животных, обогащать активный и пассивный словарь детей, развивать связную речь посредством организации беседы, обобщить представления детей об окружающем мире и мире, который Андерсен подарил нам в сказках, сформировать первоначальные представления об экологии современного мира и «экологии Андерсена». |
18 |
Выставка работ изодеятельности детей (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена), беседа на выставке (о книгах и работах) |
Несколько дней |
-формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, уважение к своему труду и труду других |
19 |
Предварительная работа. Посещение библиотек города - родители с детьми. |
Выходные дни |
-показать детям обустройство библиотек, книги и труд работников библиотек, -вызвать желание к чтению, уважение к труду библиотекаря |
20 |
Занятие № 16 (для детей 6 лет) «Труд в библиотеке» |
1 половина дня |
-расширить и уточнить знания у всех детей о труде в библиотеке, обучить приемам работы с книгами (уход за поврежденными книгами, расстановка, интересная подборка и оформление витрин, уборка), воспитанникам шести лет показать взаимосвязь между разными видами труда, обучить, как лучше рассказать о том, что они узнали, всем остальным детям, воспитывать трудолюбие, внимание, взаимопомощь, чуткость, добросовестность, аккуратность, бережливость и бережное отношение к книгам. |
21 |
Создание альбома детских рисунков (фантазийные персонажи и рассказы о них) |
В течение месяца (вне занятий) |
-формирование трудолюбия, заинтересованного отношения к общему результату коллективной деятельности, уважение к своему труду и труду других, -развитие воображения и фантазии. |
22 |
Занятие № 17 (для детей 6 лет) «Храбрый мальчик» (начало знакомства с воспитательной литературой других авторов) |
2 половина дня |
-поговорить с детьми о том, как они понимают пословицу «Жизнь дана на добрые дела», помочь детям осознать, что герой сказки поступил по-доброму, чутко и смело. |
23 |
Занятие № 18 (для детей 6 лет) «Зимние развлечения» (работа по рассматриванию картины, в связи с приходом зимы) |
1 половина ДНЯ |
-формировать нравственные чувства у детей (доброту, дружбу, участье, заботливое отношение к птицам), учить детей шести лет целенаправленному рассматриванию картины (целостное восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного), учить детей составлять рассказ по фрагменту картины, формировать у детей шести лет умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание. |
24 |
Предварительная работа. Чтение и заучивание наизусть вне занятий стихотворения «Гав-гав». Э. Мошковская. |
2 половина ДНЯ |
-формирование долгосрочного запоминания, - формирование умения читать стихи наизусть по ролям |
25 |
Занятие № 19 (для детей 6 лет) «Показательная драматизация с элементами помощи младшим детям в закреплении звуков» (стихотворение «Гав-гав» Э. Мошковской) |
1 половина ДНЯ |
-продолжать формировать нравственные чувства у старших дошкольников (внимание и помощь младшим детям, интерес и желание к участию в драматизации), воспитывать навыки культурного общения, познакомить с новой сказкой, помочь осознать ее основную мысль, обогатить активный словарь детей за счет слов и речевых оборотов, встречающихся в тексте сказки. |
26 |
Занятие № 20 (для детей 6 лет) «Счастливо жить – с добром дружить» («Яблоко и рассвет») |
2 половина дня |
-дать детям возможность понять, как много открывается любознательному и наблюдательному человеку, воспитывать нравственные чувства, -учить детей логично отвечать на вопросы по тексту рассказа, правильно строить предложения, упражнять их в подборе прилагательных к существительному. |
27 |
Занятие № 21 (для детей 6 лет) «Жизнь дана на добрые дела» («Рассказ о неизвестном герое») |
2 половина дня |
-познакомить детей шести лет с новым произведением, формировать нравственные чувства (доброту, участье, сопереживание), помочь им охарактеризовать главного героя рассказа, вызвать желание быть похожим на этого скромного человека, развивать у старших дошкольников чувство языка этого стихотворения. |
28 |
Занятие № 22 (для детей 6 лет) «Составление рассказов по пословицам» |
1 половина дня |
-дать детям представление о назначении пословиц и поговорок, их отличии от художественных произведений, учить осмысливать значение пословиц, формировать нравственные представления, которые несут в себе пословицы, -формировать нравственные чувства, вызванные постижением смысла пословиц, учить составлять по пословицам небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение, закреплять нравственные представления и чувства у детей. |
29 |
Занятие № 23 (для детей 6 лет) «Наши мамы» |
2 половина дня |
-познакомить детей с новыми произведениями, формировать нравственные чувства (забота о самых близких, любовь к матери, чуткость), напомнить, что скоро праздник мам, направить побуждения и желания детей к поздравлениям своих мам, бабушек, сестер. |
30 |
Предварительная работа. Побор книг, иллюстраций, фотографий о празднике - День Победы, о ратных подвигах современных воинов. |
В течение недели |
Воспитатель поручает детям (и привлекает к этому родителей) узнать о военной судьбе дедов и прадедов, о боевых наградах. |
31 |
Занятие № 24 (для детей 6 лет) «Майский праздник - День Победы» |
1 половина ДНЯ |
- развивать представления детей об общественно значимых событиях в родной стране, - обогащать представления о самом значительном празднике России - Дне Победы, - продолжать формировать нравственные представления и чувства детей (гордость за свою страну и людей, проявивших героизм, смелость, отвагу, любовь к родине), - воспитывать стремление быть похожими на тех людей, которые отстояли нашу родину в страшные годы войны, -обогащать активный и пассивный словарь детей новыми словами. |
32 |
Занятие № 25 (для детей 6 лет) «Итоговая литературная викторина» |
1 половина ДНЯ |
-закрепить и систематизировать знания детей о узнанных литературных произведениях, пословицах, -закрепить нравственные представления и чувства детей. |
33 |
Консультация на тему: «Нравственность детей и художественная литература» (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена и произведений других авторов, имеющих воспитательное значение) |
2 половина ДНЯ |
-просветительская работа педагогов с родителями |
34 |
Выставка «В человеке всё должно быть прекрасно – и душа, и одежда, и мысли» |
Несколько недель |
-просветительская работа педагогов |
35 |
Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание в детском саду» |
2 половина ДНЯ |
-просветительская работа педагогов |
36 |
Педагогические часы, посвященные творчеству Г.Х. Андерсена (рефераты педагогов) |
В течение месяца |
- педагогическая работа |
Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных
исследователей
Рассматривая проблему одаренности, как отмечает А.И. Савенков, «выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом, гением и простым смертным. Давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в ...
Коррекционная работа по снижению тревожности детей младшего школьного возраста
Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. П ...
Социальная обусловленность ценностей
образования
Существенным для индивидуального ценностного самоопределения является не только содержание ценностей, но и их динамика. Механизм трансляции ценностей невозможен без символической формы. Нереализуемые ценности представляют опасность не только для индивида, но и для общества, поскольку поиски реализа ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.