Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Страница 4

2. Определено содержание воспитания детей средствами художественной литературы в семье и ДОУ.

3. Определены особенности воспитания нравственных чувств детей в процессе деятельности с включением в нее средств художественной литературы.

4. Изучен опыт работы педагогов ДОУ по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

5. Определено содержание методов формирования нравственных чувств в процессе деятельности старших дошкольников, с включением в нее средств художественной литературы и других видов детской деятельности, методы были успешно апробированы в процессе экспериментальной формирующей работы.

6. Получены результаты исследования, подтверждающие эффективность применения средств художественной литературы и методов их использования для формирования нравственных чувств у детей, а также эффективность организации педагогической просветительной работы педагогов с родителями.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у старших дошкольников повысился уровень сформированности нравственных чувств. На этапе констатирующего эксперимента большинство детей имели средний (41%) и низкий (35%) уровни воспитания нравственных чувств, а на контрольном этапе мы выявили очень существенные положительные изменения в уровнях воспитания нравственных чувств дошкольников. У большинства детей уровень нравственных чувств достиг высокого (58%).

Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что осуществлять формирование нравственных чувств старших дошкольников и воспитание нравственности в целом эффективнее при:

- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;

- организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;

- отборе содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературе в ДОУ и семье;

- организации поэтапной воспитательной и формирующей деятельности, и включение в нее детей старшей группы;

- повышении уровня представлений детей о нравственных чувствах через дополнительное чтение, вне основных занятий, подобранных художественных произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями,

- организации знакомства с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей в процессе организованного просветительского сотрудничества педагогов с родителями.

пп

Темы занятий (по мотивам сказок Г.Х Андерсена)

Время проведения

Задачи

1

Предварительная работа. Выставка «Добрая Датская сказка»

1 половина ДНЯ

- формировать представления об основных сказках сказочника с мировым именем, формировать уважение к писателю, формировать бережное отношение к книгам.

2

Вводное занятие. Беседа о выставке сказок «Сказочное добро Андерсена»

2 половина дня

- сформировать уважение к писателю, способствовать формированию личного отношения к его героям и их поступкам, способствовать нравственной оценке поступков героев

3

Занятие №1 (для детей 6 лет) «Милая крошка»

1 половина ДНЯ

- формировать нравственные чувства, учить слушать сказки и рассказы, обогащать активный и пассивный словарь детей

4

Занятие № 2 (для детей 6 лет) «Сказка о верной дружбе»

2 половина дня

- формировать нравственные чувства, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, запоминая слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа

5

Трудовое занятие № 3 (для детей 6 лет) «Вырастим цветы в подарок»

1 половина ДНЯ

- формировать нравственные чувства, формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца, вызывать желание с радостью трудиться для общей цели, знакомить с агротехникой пересадки и ухода

6

Занятие № 4 (для детей 6 лет) «Превращение Гадкого утенка»

2 половина дня

- формировать нравственные чувства (скромность, доброту, умение не гордиться излишне своими достоинствами, умение проявлять чуткость, отзывчивость), учить внимательно, слушать сказки и рассказы, обогащать активный и пассивный словарь детей, в беседе повторять слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа

7

Занятие по изодеятельности № 5 (для детей 6 лет) «Сказочные герои»

1 половина ДНЯ

-продолжать формировать нравственные чувства у детей посредством изодеятельности ,

упражнять детей в рисовании с опорой на представленные иллюстрации и игрушки по сказкам, а также с опорой на собственный опыт, упражнять детей в рисовании гуашью и кистями, в умении применять сочетания цветов для выразительности образов

8

Занятие № 6 (для детей 6 лет) «Танцующие цветы»

2 половина дня

-формировать нравственные чувства (бескорыстие, доброту, дружелюбие и отзывчивость к окружающим, желание приносить радость другим), обогащать активный и пассивный словарь и развивать связную речь детей посредством прочтения, беседы и пересказа с опорой на картинки и иллюстрации

9

Занятие по изодеятельности № 7 (для детей 6 лет) «Красота цветов в ваших руках»

1 половина ДНЯ

- продолжать формировать нравственные чувства у детей, процессе изодеятельности продолжать формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца, упражнять детей в рисовании с опорой на представленные иллюстрации и по собственному представлению, упражнять детей в рисовании цветными карандашами и фломастерами, в умении применять сочетания цветов для выразительности образов, в применении способов нажима и умении аккуратного раскрашивания.

10

Занятие по лепке № 8 (для детей 6 лет) «Я выбираю персонажи»

1 половина ДНЯ

- продолжать формировать нравственные чувства у детей (отзывчивость, доброту, желание помочь, желание сделать радость другому),

- упражнять детей в выявлении основного характера формы, пропорций, строения предметов, наиболее характерных деталей персонажей,

- упражнять детей в конструктивных способах лепки персонажей, учитывая то, чему дети учились постепенно, и что теперь должно привести к более точному изображению предметов, направлять детей на передачу движения в сюжетах из нескольких предметов

11

Занятие по созданию коллективной аппликации № 9 (для детей 6 лет) «Прекрасный молодой лебедь»

1 половина ДНЯ

- на занятиях аппликацией по произведениям Андерсена формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности,

- продолжать формировать нравственные чувства,

- в процессе изодеятельности продолжать формировать нравственное качество - доводить начатое дело до конца,

- упражнять детей в выявлении характера формы, правильности пропорций, верности строения предметов, упражнять в поиске наиболее характерных деталей персонажей

12

Занятие № 10 (для детей 6 лет) «Твои хорошие дела»

2 половина дня

- продолжать формировать нравственные чувства (стремление к хорошим делам, достойному поведению, умению помнить хорошее, не гордиться понапрасну),

- обогащать активный и пассивный словарь детей путем слушания сказок и рассказов,

- развивать связную речь детей посредством пересказа с опорой на картинки, иллюстрации, передавая при этом свое отношение к персонажам и их поступкам.

13

Занятие № 11 (для детей 6 лет) «Сказка о стойкости, мужестве и верной любви»

1 половина ДНЯ

-вызвать у детей желание подражать замечательным героям прочитанной сказки, учить охарактеризовать героя в полноте его качеств, видеть его отношение к другим персонажам, совершенствовать навыки логичного рассказывания о персонажах произведений.

14

Занятие-игра № 12 (для детей 6 лет) «Путешествие по сказкам»

1 половина ДНЯ

-формировать нравственные чувства (отзывчивость, скромность, чуткость и уважение друг к другу),

помочь детям шести лет лучше запомнить сказки Г.Х. Андерсена посредством путешествия по сказочным событиям, закреплять навыки детей в выделении главных событий из общего текста, совершенствуя умение долгосрочного запоминания.

15

Трудовое занятие № 13 (для детей 6 лет) «Растите сказочные розы»

1 половина ДНЯ

-формировать нравственные качества, умение доводить начатое дело до конца, умение с радостью трудиться для общей цели, воспитывать ответственность, помочь детям в процессе труда лучше запомнить фамилию писателя, для которого выращиваются цветы, и сказку, в которой цветы будто сопровождают героев, знакомить детей с агротехникой ухода, формировать интерес к растениям и желание выращивать их.

16

Занятие на природе № 14 (для детей 6 лет) «Счастливая и несчастная Ромашка»

2 половина дня

-продолжать формировать нравственные чувства у детей, формировать у детей нравственное чувство бережного отношения к природе, обогащать активный и пассивный словарь детей по время чтения и бесед, развивать связную речь, организуя беседу по вопросам,

учить детей в беседе повторять слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, пересказы.

17

Экологическое занятие № 15 (для детей 6 лет) «Экология Андерсена»

1 половина ДНЯ

-продолжать формировать нравственные чувства у детей (доброту, участие, сострадание, бережное отношение к природе, чуткое и заботливое отношение к родной земле) посредством повторения сказок Андерсена о растениях и животных, обогащать активный и пассивный словарь детей, развивать связную речь посредством организации беседы,

обобщить представления детей об окружающем мире и мире, который Андерсен подарил нам в сказках,

сформировать первоначальные представления об экологии современного мира и «экологии Андерсена».

18

Выставка работ изодеятельности детей (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена), беседа на выставке (о книгах и работах)

Несколько дней

-формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, уважение к своему труду и труду других

19

Предварительная работа.

Посещение библиотек города - родители с детьми.

Выходные дни

-показать детям обустройство библиотек, книги и труд работников библиотек,

-вызвать желание к чтению, уважение к труду библиотекаря

20

Занятие № 16 (для детей 6 лет) «Труд в библиотеке»

1 половина дня

-расширить и уточнить знания у всех детей о труде в библиотеке, обучить приемам работы с книгами (уход за поврежденными книгами, расстановка, интересная подборка и оформление витрин, уборка), воспитанникам шести лет показать взаимосвязь между разными видами труда, обучить, как лучше рассказать о том, что они узнали, всем остальным детям, воспитывать трудолюбие, внимание, взаимопомощь, чуткость, добросовестность, аккуратность, бережливость и бережное отношение к книгам.

21

Создание альбома детских рисунков (фантазийные персонажи и рассказы о них)

В течение месяца

(вне занятий)

-формирование трудолюбия, заинтересованного отношения к общему результату коллективной деятельности, уважение к своему труду и труду других,

-развитие воображения и фантазии.

22

Занятие № 17 (для детей 6 лет) «Храбрый мальчик»

(начало знакомства с воспитательной литературой других авторов)

2 половина дня

-поговорить с детьми о том, как они понимают пословицу «Жизнь дана на добрые дела»,

помочь детям осознать, что герой сказки поступил по-доброму, чутко и смело.

23

Занятие № 18 (для детей 6 лет) «Зимние развлечения» (работа по рассматриванию картины, в связи с приходом зимы)

1 половина ДНЯ

-формировать нравственные чувства у детей (доброту, дружбу, участье, заботливое отношение к птицам),

учить детей шести лет целенаправленному рассматриванию картины (целостное восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного),

учить детей составлять рассказ по фрагменту картины,

формировать у детей шести лет умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.

24

Предварительная работа. Чтение и заучивание наизусть вне занятий стихотворения «Гав-гав». Э. Мошковская.

2 половина ДНЯ

-формирование долгосрочного запоминания,

- формирование умения читать стихи наизусть по ролям

25

Занятие № 19 (для детей 6 лет) «Показательная драматизация с элементами помощи младшим детям в закреплении звуков» (стихотворение «Гав-гав» Э. Мошковской)

1 половина ДНЯ

-продолжать формировать нравственные чувства у старших дошкольников (внимание и помощь младшим детям, интерес и желание к участию в драматизации), воспитывать навыки культурного общения, познакомить с новой сказкой, помочь осознать ее основную мысль, обогатить активный словарь детей за счет слов и речевых оборотов, встречающихся в тексте сказки.

26

Занятие № 20 (для детей 6 лет) «Счастливо жить – с добром дружить» («Яблоко и рассвет»)

2 половина дня

-дать детям возможность понять, как много открывается любознательному и наблюдательному человеку, воспитывать нравственные чувства, -учить детей логично отвечать на вопросы по тексту рассказа, правильно строить предложения, упражнять их в подборе прилагательных к существительному.

27

Занятие № 21 (для детей 6 лет) «Жизнь дана на добрые дела» («Рассказ о неизвестном герое»)

2 половина дня

-познакомить детей шести лет с новым произведением,

формировать нравственные чувства (доброту, участье, сопереживание),

помочь им охарактеризовать главного героя рассказа,

вызвать желание быть похожим на этого скромного человека,

развивать у старших дошкольников чувство языка этого стихотворения.

28

Занятие № 22 (для детей 6 лет) «Составление рассказов по пословицам»

1 половина дня

-дать детям представление о назначении пословиц и поговорок, их отличии от художественных произведений, учить осмысливать значение пословиц, формировать нравственные представления, которые несут в себе пословицы, -формировать нравственные чувства, вызванные постижением смысла пословиц, учить составлять по пословицам небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение, закреплять нравственные представления и чувства у детей.

29

Занятие № 23 (для детей 6 лет) «Наши мамы»

2 половина дня

-познакомить детей с новыми произведениями, формировать нравственные чувства (забота о самых близких, любовь к матери, чуткость), напомнить, что скоро праздник мам, направить побуждения и желания детей к поздравлениям своих мам, бабушек, сестер.

30

Предварительная работа. Побор книг, иллюстраций, фотографий о празднике - День Победы, о ратных подвигах современных воинов.

В течение недели

Воспитатель поручает детям (и привлекает к этому родителей) узнать о военной судьбе дедов и прадедов, о боевых наградах.

31

Занятие № 24 (для детей 6 лет) «Майский праздник - День Победы»

1 половина ДНЯ

- развивать представления детей об общественно значимых событиях в родной стране,

- обогащать представления о самом значительном празднике России - Дне Победы,

- продолжать формировать нравственные представления и чувства детей (гордость за свою страну и людей, проявивших героизм, смелость, отвагу, любовь к родине),

- воспитывать стремление быть похожими на тех людей, которые отстояли нашу родину в страшные годы войны,

-обогащать активный и пассивный словарь детей новыми словами.

32

Занятие № 25 (для детей 6 лет) «Итоговая литературная викторина»

1 половина ДНЯ

-закрепить и систематизировать знания детей о узнанных литературных произведениях, пословицах,

-закрепить нравственные представления и чувства детей.

33

Консультация на тему: «Нравственность детей и художественная литература» (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена и произведений других авторов, имеющих воспитательное значение)

2 половина ДНЯ

-просветительская работа педагогов с родителями

34

Выставка «В человеке всё должно быть прекрасно – и душа, и одежда, и мысли»

Несколько недель

-просветительская работа педагогов

35

Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание в детском саду»

2 половина ДНЯ

-просветительская работа педагогов

36

Педагогические часы, посвященные творчеству Г.Х. Андерсена (рефераты педагогов)

В течение месяца

- педагогическая работа

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Использование игровых методов на уроках английского языка
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Применение иг ...

Специфика экспериментальной методики обучения двигательным действиям
Мы постарались усовершенствовать общепринятую методику обучения двигательным действиям на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей школьников 6-го класса, которая заключалась в следующем. Прежде чем разучивать двигательное действие, его образцово показывают ученикам в целостном виде. С ...

Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада
Конспекты занятий основаны на методике Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и методике Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Занятие 1. Тема: Рисование поезда Цель: Учить вычленять основные части предмета, называть и опреде ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0145