Итоги проведенного исследования на контрольном этапе, где использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные изменения в уровнях формирования нравственных чувств у дошкольников средствами детской художественной литературы. Большинство детей теперь имеют высокий уровень - 58%.
Организация деятельности средствами детской художественной литературы открывает перед педагогами широкие возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей формируются добрые, гуманные чувства и отношения.
Детская художественная литература силой своей образности и особенной конкретности воздействует на эмоции детей, вызывая эти чувства. Кроме этого, при чтении художественной литературы ребенок становится эмоциональным соучастником: человеческих отношений, общественных событий и исторических фактов, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и происходящих событиях. Художественная литература вызывает иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что, именно, в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественных произведений. Эта сила находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя и свои отношения с другими людьми, на свои поступки и дела.
Большое значение имеет методы, приемы и содержание подобной деятельности: подобранная литература должна соответствовать возрасту, быть доступной в понимании, привлекать интересными образами, захватывать динамичным сюжетом. Кроме этого, в содержание этой деятельности должны быть заложены новые ситуации и игровые моменты, а также другая детская деятельность (рисование, лепка для выражения впечатлений, поручения о помощи младшим детям и взрослым, уход за растениями и животными, самостоятельная игровая деятельность), в эти обстоятельства дети и привносят то, что узнали, пережили и прочувствовали с помощью художественной литературы. Эта деятельность и есть результат, который раскрывает измененный моральный облик ребенка. Процесс формирования нравственных чувств долог и он совершенствуется, когда дети проявляют нравственные чувства самостоятельно: будь то реальная помощь старшему или младшему, совершение доброго поступка по собственной воле в более старшем возрасте, проявление жалости, участья, выражение соболезнования – не смог пройти мимо чужой беды, и проявление в будущем героизма в тяжелой жизненной ситуации. Путь к этому проложила художественная литература с воспитательным содержанием и методы и приемы педагогического воздействия, которые оказались эффективными.
В деятельности организованной средствами художественной литературы дошкольники усваивают не только нравственные нормы поведения, но и имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении, видеть жизненную необходимость нравственных норм. Например, оказание помощи друг другу, желание добросовестно трудиться, развивать справедливые отношения во время игры, любить книги и бережно к ним относиться и т.д.
Основными задачами нашего исследования стали:
- изучение исходного уровня сформированности нравственных чувств у дошкольников в процессе различной детской деятельности;
- определение активных методов, способных целесообразно выстроить формирование нравственных чувств у старших дошкольников в процессе деятельности, организованной средствами художественной литературы;
- обогащение и корректировка уже имеющихся нравственных чувств, их углубление (в деятельности дошкольников с художественной литературой и в других видах детской деятельности).
Задачами формирования нравственных чувств дошкольников выступили:
- знакомство с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей;
- создание необходимых условий для организации деятельности средствами художественной литературы;
- определение содержания формирующей деятельности и апробация её с детьми;
- включение дошкольников в поэтапную деятельность с художественной литературой и другие виды детской деятельности в ДОУ;
- чтение специально подобранных художественных произведений вне занятий;
- организация педагогической просветительной работы с родителями.
Проведенная работа по формированию нравственных чувств в процессе деятельности, организованной средствами художественной литературы, старших дошкольников в экспериментальной группе и сравнение данных констатирующего и контрольного этапов исследования показали очень существенные, положительные изменения в уровнях сформированности нравственных чувств, а так же их достаточную реализацию в поведении, поступках и общении при различной деятельности дошкольников.
Подводя итоги всему сказанному, следует отметить, что в исследовании:
1. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам нравственности, нравственного воспитания и формирования нравственных чувств средствами детской художественной литературы.
Нравственные идеи в истории педагогики
"То, что упущено в детстве, - говорил Сухомлинский, - иногда не возместить в годы юности, а тем более в зрелом возрасте". Зачастую родители и воспитатели исходят в своих действиях из неверного отношения к детям как к существам низшим. "Нет" – считал Корчак. "Сто детей – сто ...
Игры для развития умения передвигаться в указанном направлении
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и ...
ДОУ в режиме развития
Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста. Режим функционирования – процесс жизнед ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.