Была тщательно изучена методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями Есенина. Были предложены методические разработки занятий по ознакомлению старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина.
При ознакомлении с теоретическими материалами по теме нашего исследования нами были выделены следующие понятия: дошкольный возраст, ознакомление с поэзией, методика, восприятие поэтических произведений, формирующий этап, контрольная диагностика, на которые мы опирались в процессе написания дипломной работы.
Проблемой исследования творчества Есенина занимались такие ученые, как О.И. Никифорова, А.М. Левидов, А.А. Леонтьев, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкая, Л.Н. Рожина, П.М. Якобсон, М.М. Варшавская, Н.А. Демидова, М.Г. Качурин, Е.В. Карсалова и другие.
Проведенное исследование помогло сделать выводы, которые заключаются в следующем.
Поэзия Сергея Есенина занимает большое место в литературе благодаря своей многогранности, доступности, красочности, актуальности, которая не теряется со временем.
Мы не случайно обратились к поэзии Есенина, так как для качественного ознакомления детей с поэзией важную роль играет легкость восприятия произведения. Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные, соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.
В традиционной методике ознакомления детей дошкольного возраста с поэзией выделяются такие приемы, как чтение, прослушивание, заучивание стихотворений на память.
Мы пришли к выводу, что поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Можно сделать вывод, что для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования нами был проведен практический эксперимент, основанный на методике Молдавской. Эксперимент состоял из констатирующего и контрольного этапов. Нами было проведено 6 занятий, за основу которых брались следующие критерии: восприятие образов, понимание содержания, задумки автора, воспроизведение отдельных элементов поэтического произведения.
Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.
Особенности экспериментальной работы по использованию средств
народной педагогики в начальной школе
Экспериментального исследование проводилось на базе МБ ОУ Ризоватовской СОШ, Починковского района. Школа основана в 1938 году, в 2013 – 2014 учебном году обучаются 70 детей. В воспитательной деятельности школа работает по следующим направлениям: духовно – нравственным; гражданско-правовым; патриоти ...
Нравственность в воспитании и обучении за рубежом
На западе есть свой определенный взгляд на обучение и воспитание нравственности в учащихся. Так, например, за рубежом сильны стремления осуществлять воспитание вне политико – идеологических установок. Однако здесь есть небольшое несоответствие, опыт показывает, что подобное воспитание является скор ...
Уроки творчества
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.