Педагогика и образование » Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с поэзией С.А. Есенина » Ознакомление старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина

Ознакомление старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина

Страница 12

Была тщательно изучена методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями Есенина. Были предложены методические разработки занятий по ознакомлению старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина.

При ознакомлении с теоретическими материалами по теме нашего исследования нами были выделены следующие понятия: дошкольный возраст, ознакомление с поэзией, методика, восприятие поэтических произведений, формирующий этап, контрольная диагностика, на которые мы опирались в процессе написания дипломной работы.

Проблемой исследования творчества Есенина занимались такие ученые, как О.И. Никифорова, А.М. Левидов, А.А. Леонтьев, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкая, Л.Н. Рожина, П.М. Якобсон, М.М. Варшавская, Н.А. Демидова, М.Г. Качурин, Е.В. Карсалова и другие.

Проведенное исследование помогло сделать выводы, которые заключаются в следующем.

Поэзия Сергея Есенина занимает большое место в литературе благодаря своей многогранности, доступности, красочности, актуальности, которая не теряется со временем.

Мы не случайно обратились к поэзии Есенина, так как для качественного ознакомления детей с поэзией важную роль играет легкость восприятия произведения. Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные, соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.

В традиционной методике ознакомления детей дошкольного возраста с поэзией выделяются такие приемы, как чтение, прослушивание, заучивание стихотворений на память.

Мы пришли к выводу, что поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Можно сделать вывод, что для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования нами был проведен практический эксперимент, основанный на методике Молдавской. Эксперимент состоял из констатирующего и контрольного этапов. Нами было проведено 6 занятий, за основу которых брались следующие критерии: восприятие образов, понимание содержания, задумки автора, воспроизведение отдельных элементов поэтического произведения.

Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Объект и предмет педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...

Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многоч ...

Методика системного анализа
Методика системного анализа разрабатывается и применяется, если у лица, принимающего решение (ЛПР), нет необходимых сведений об определенной ситуации, позволяющих ее формализовать и найти решение задачи. В этой ситуации помогает представление объекта в виде системы, привлечение экспертов в различны ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0099