Педагогика и образование » Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"

Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"

Страница 3

Возрастные особенности старшеклассников способствуют повышению их интереса к проблемам нравственности. К старшим классам моральные принципы приобретают личностно значимый смысл, как говорят ученые, происходит интериоризация морали. Старшеклассники живо откликаются на любые предложения затронуть моральные проблемы, обсудить их. Особенно их привлекают разговоры о человеке, о духовных качествах личности. О нормах взаимоотношений между людьми Ж. Пиаже подметил также особое тяготение этого возраста к общим теориям, формулам, склонность к теоретизированию. Юноши и девушки с большим вдохновением создают собственные теории морали, формулы счастья и любви. Они любят отвечать на вопросы анкет о нравственности, рассуждать по этому поводу. Но все же нравственные знания старшеклассников еще не переросли в их убеждения. Поэтому и для старшеклассников необходимо организовать нравственное просвещение. Ребят этого возраста не следует слишком опекать.

Ведущая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит педагогу. Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К.Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Педагог непрерывно влияет на всех учащихся сразу и на каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитывает каждая мелочь, каждое движение души педагога. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, - говорил он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».

Но педагогу недостаточно знать, что его роль в воспитательном процессе велика. Он должен уметь использовать свои воспитательные возможности в полную меру. Для этого ему необходимо овладеть действенными методами самооценки личностой и профессиональной готовности к осуществлению воспитания, в том числе и нравственного, уметь распознать характер скрытых личностных влияний на учащихся. Первым вопросом, на который должен получить ответ педагог, поставивший перед собой такую задачу, является вопрос о том, какие личные качества и профессиональные умения особенно важны для нравственного воспитания учащихся. Дети обычно представляют настоящего педагога как творца их радости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное, и как мудреца, все знающего и все умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность учителя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Наилучшего результата, на мой взгляд добиваются педагоги, которые старательно разрабатывают и последовательно применяют проверенные приемы воздействия на личность на протяжении временного отрезка, позволяющего отточить, отшлифовать формируемые качества. Такие педагоги заботятся о том, чтобы не утратить ни одного достоинства возраста и развить каждый зародыш добра и гуманизма. Педагог должен понимать, что между воспитанием на предыдущих и последующих ступенях существует взаимосвязь. Предшествующее воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется на особенности будущего, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребенка. Педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей.

Педагог свою воспитательную работу по развитию нравственности должен строить как с коллективом в целом, так и с отдельными воспитанниками. Белинский считал, что в воспитании нравственности нужно учитывать: «Что такое нравственность? В чем она должна состоять? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера – есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Дидактические принципы Я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»
Принцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию еще и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприя ...

Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...

Разработка методических указаний к лабораторным работам для курса дисциплины "Компьютерная графика и моделирование"
Вероятно, ни для кого не секрет, что компьютерная графика окружает нас повсюду. Ее можно встретить на экране телевизора, газетной или журнальной полосе, рекламном плакате. Присутствию компьютерной графики в нашей жизни люди уже не удивляются. На современном этапе развития цивилизации, когда огромна ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0229