Возрастные особенности старшеклассников способствуют повышению их интереса к проблемам нравственности. К старшим классам моральные принципы приобретают личностно значимый смысл, как говорят ученые, происходит интериоризация морали. Старшеклассники живо откликаются на любые предложения затронуть моральные проблемы, обсудить их. Особенно их привлекают разговоры о человеке, о духовных качествах личности. О нормах взаимоотношений между людьми Ж. Пиаже подметил также особое тяготение этого возраста к общим теориям, формулам, склонность к теоретизированию. Юноши и девушки с большим вдохновением создают собственные теории морали, формулы счастья и любви. Они любят отвечать на вопросы анкет о нравственности, рассуждать по этому поводу. Но все же нравственные знания старшеклассников еще не переросли в их убеждения. Поэтому и для старшеклассников необходимо организовать нравственное просвещение. Ребят этого возраста не следует слишком опекать.
Ведущая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит педагогу. Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К.Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Педагог непрерывно влияет на всех учащихся сразу и на каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитывает каждая мелочь, каждое движение души педагога. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, - говорил он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
Но педагогу недостаточно знать, что его роль в воспитательном процессе велика. Он должен уметь использовать свои воспитательные возможности в полную меру. Для этого ему необходимо овладеть действенными методами самооценки личностой и профессиональной готовности к осуществлению воспитания, в том числе и нравственного, уметь распознать характер скрытых личностных влияний на учащихся. Первым вопросом, на который должен получить ответ педагог, поставивший перед собой такую задачу, является вопрос о том, какие личные качества и профессиональные умения особенно важны для нравственного воспитания учащихся. Дети обычно представляют настоящего педагога как творца их радости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное, и как мудреца, все знающего и все умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность учителя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Наилучшего результата, на мой взгляд добиваются педагоги, которые старательно разрабатывают и последовательно применяют проверенные приемы воздействия на личность на протяжении временного отрезка, позволяющего отточить, отшлифовать формируемые качества. Такие педагоги заботятся о том, чтобы не утратить ни одного достоинства возраста и развить каждый зародыш добра и гуманизма. Педагог должен понимать, что между воспитанием на предыдущих и последующих ступенях существует взаимосвязь. Предшествующее воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется на особенности будущего, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребенка. Педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей.
Педагог свою воспитательную работу по развитию нравственности должен строить как с коллективом в целом, так и с отдельными воспитанниками. Белинский считал, что в воспитании нравственности нужно учитывать: «Что такое нравственность? В чем она должна состоять? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера – есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий».
Педагогические технологии и их виды
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные – это технологии решения таких зад ...
Условия развёртывания театрализованных игр в группах
старшего дошкольного возраста
Для развёртывания театрализованных игр необходимо создание определённых условий. В первую очередь это соответствующая организация работы. Только разумная организация театральной игры детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, ра ...
Анализ методической литературы по вопросам изучения
и устранения нарушений письма
В методологической литературе авторов: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Н.Н. Волосковой, Е. Тихоновой, Е. Куценко, С.А. Андреевой дается много рекомендаций по преодолению нарушений письма. Письмо и чтение – это особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Сегодня среди уч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.