Педагогика и образование » Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"

Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"

Страница 4

Воспитание нравственности, как уже было отмечено, должно осуществляться в семье, школе. Особая роль в этом принадлежит и учреждениям дополнительного образования. Дополнительное образование осуществляется, как правило, в свободное от учебных занятий время, на основе добровольного выбора детей различных видов деятельности. Воспитание в учреждениях дополнительного образования, на мой взгляд, осуществляется эффективно и без принуждения.

Я работаю педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества 19 лет, руковожу творческим объединением «Фантазия», учу детей младшего и среднего возраста шить мягкие игрушки. Мы работаем по модифицированной программе «В гостях у сказки», основная цель которой - создание необходимых условий для развития эмоционально отзывчивой, творчески активной, нравственной личности посредством приобщения к сказке и к работе над мягкой игрушкой.

Первоначально программа «В гостях у сказки» была рассчитана на один год обучения. Однако, уже первые месяцы занятий по программе показали, что не все воспитанники одинаково усваивают предлагаемый им материал, так как темп усвоения знаний, умений и навыков у различных учащихся, как правило, разный. Один ребенок на занятии успевает полностью освоить технологический процесс, а другой только за несколько занятий достигает того же уровня. У одного есть природное чувство гармонии, поэтому он может самостоятельно оформить изделие, проявить фантазию, а другой может работать только с помощью педагога по строго заданной схеме. Группа в среднем насчитывает около 10-12 человек. На одном занятии необходимо работать со всеми детьми, дать каждому возможность оценить себя , почувствовать творцом, пережить ситуацию успеха. Поэтому в целях учета уровня развития и темпов практического усвоения знаний, умений и навыков я использовала идею разноуровневого подхода и разработала разноуровневую образовательную программу «В гостях у сказки», рассчитанную на 3 года обучения:

1 год - ознакомительный уровень (для детей 8-9 лет)

2 год - развивающий уровень (для детей 10-11 лет)

3 год – исследовательский уровень (для детей 12-13 лет)

За несколько лет я собрала богатую копилку дидактических пособий и методических материалов , разработала технологии изготовления разных видов игрушек, различающихся по степени сложности, подготовила конверты с выкройками и лекалами. Это позволило в рамках одной темы каждому воспитаннику усвоить программу на своем уровне.

Работая по данной программе большое внимание уделяю воспитанию нравственных качеств личности. Думаю, что существенным фактором не только физического, но и нравственного совершенствования подрастающего поколения является труд. В процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственность за результат дела. Воспитание нравственного поведения начинаю с воспитания культуры труда, организации рабочего места, соблюдения порядка на рабочем месте в течение всего занятия, правильного пользования инструментом с учетом техники безопасности, рационального расходования материала при изготовлении игрушек, обеспечения качества выполняемой работы. Воспитание культуры труда приводит к тому, что дети находящиеся на первом уровне ( ознакомительном), сразу же включаются в интересную для них практическую деятельность. В этом возрасте воспитанники не терпят однообразия, внимание их быстро рассеивается, терпения хватает ненадолго. Поэтому активность и интерес к занятиям стимулирую игровыми мотивами, ввожу игровые сказочные персонажи и сюжетные линии, охватывающие почти все занятия. Отправляемся с ребятами в путешествие по Королевству Умелых ручек, где встречаемся с Королевой Иголочкой и ее придворными - Булавкой, Ножницами, Наперстком, Утюгом, знакомимся с секретами мастерства, основными швами: « вперед иголка», « строчка», « петельный», учимся экономно кроить ткань по шаблонам, одновременно осваивая новые термины и понятия (эскиз, синтепон, набивка, оформление и т.д.) Так постепенно погружаемся в мир декоративно-прикладного искусства. При этом дети осознанно учатся соблюдать правильную рабочую позу (осанку), чередуя работу с отдыхом, т.е осознанно осваиваем навыки управления своим телом, дыханием, рабочими движениями. На первом уровне использую такие формы работы, как: занятие-знакомство, занятие-практикум «Уроки Иголочки», занятие-викторина «Сказкина угадай-ка», занятие-творчество «Новогодняя сказка» и т.д.

На втором уровне (развивающем) дети продолжают осваивать интересные для них приемы работы с игрушкой, совершенствуют умения и навыки, полученные на первом уровне, самостоятельно работают по схемам и описаниям, самостоятельно составляют алгоритм пошива игрушки, осваивают навыки вышивания бисером и расшивают им игрушки. Этому способствуют такие формы работы, как: занятие-рассуждение «Что такое алгоритм?», занятие-фантазирование «Фантазия + умелые ручки», занятие-защита «Наша Вообразилия» и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Учение как благо и повинность
К XVI—XVII вв. в Западной Европе сформировался новый по тем временам тип рациональности, соединившей эксперимент с математическим описанием реальности и рефлексивно "технологическим" отношением к деятельности мышления (постановка проблемы "метода" и ее специальная целенаправленн ...

Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, ...

Организация взаимодействия с подростками
Основные способы взаимодействия с подростками состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ним поступки и происходящие события, предоставлять им возможность самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения о ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0129