Педагогика и образование » Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью » Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 3

Перенесенные заболевания: коньюгационная желтуха, ОРЗ, ветряная оспа, острый бронхит.

Социальный статус: родители раннее обучались в школе восьмого вида, с диагнозом умственная отсталость легкой степени.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали комплекс методик Е.А. Стребелевой. Эти методики направлены на изучение уровней познавательного и речевого развития детей семи лет. Они позволяют определить основные параметры познавательного и речевого развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности, имеют набор наглядного и диагностического материала, просты в применении и интерпретировании в соответствии с критериями и шкалой оценки.

Исследование познавательного развития детей позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия.

Используемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, воспитывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению.

Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьёзных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого- педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка.

Специфика методики Стребелевой Е.А. заключается в системном анализе явлений детского развития.

Прежде чем начинать беседу с ребенком, дали ему осмотреться. Разговаривали с детьми доверительно, неофициально. В случае затруднений в выполнении задания ребенка подбадривали, не проявляли недовольство ответом. Первое задание в обследовании носило невербальный характер.

1. СЛОЖИ (разрезная картинка «Клоун»). Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установления сотрудничества с незнакомым взрослым в незнакомой обстановке, выявления уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей.

Наглядный материал: набор №1, рис.69, 70

Семен, Наталья и Максим после словесной инструкции и предварительного обучения задание приняли, но складывали картинку, не ориентируясь на целостность изображения даже после показа образца.

Семь остальных учеников не поняли цели задания, в условиях обучения действовали неадекватно. Все дети нуждались в подробном и многократном объяснении задания.

2. Представление об окружающем (беседа). Задание направлено на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье. Оценивали умение отвечать на заданные вопросы, знания и представления о себе и своей семье, уровень сформированности положительного отношения к школе.

Все обследуемые дети не смогли без нашей помощи и наводящих вопросов составить рассказ о себе и своей семье. Три ребенка получили 3 балла, шесть детей – 2 балла, один ребенок не вступил в речевое общение и получил 1 балл.

3. Представления о временах года. Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года.

Наглядный материал: набор №1, рис.59-62 [38]

При обследовании помогали детям соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задавали уточняющие вопросы. Все обследуемые ученики не справились самостоятельно с предложенным заданием. Три ученика получили 3 балла; шесть учеников получили 2 балла; один ученик отказался выполнять задание – 1 балл.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Теоретико-методологические основы педагогики Рудольфа Штайнера
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Они работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех в ...

Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская
Социальная: Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд историч ...

Педагогические принципы театральной педагогики
Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет о новых про ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0109