Анализируя показатели обследованных детей, можно говорить о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности. Дети не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы. Мелкая моторика не развита, нет мотивации к обучению в школе. Все эти нарушения присущи детям, с интеллектуальной недостаточностью. Оценка результатов обследования познавательного развития детей семи лет представлена в приложении 3.
Остановимся подробнее на анализе связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Обследование связной речи проводили с использованием методики Е.А. Стребелевой.
1. Рассказ по сюжетной картинке.
Первое задание направлено на определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (сюжетная картинка «В лесу»).Задание направлено на выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями.
Оборудование: сюжетная картинка.
Наглядный материал: набор № 1, рис. 75.
Предлагаем школьнику рассмотреть сюжетную картинку, а затем составить по ней рассказ. При затруднении задаем наводящие вопросы. Все ученики не смогли составить самостоятельно рассказ, после уточняющих вопросов отвечали правильно.
2. Расскажи сказку. Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).
Методика обследования: ребенка просим рассказать сказку «Колобок», при затруднении помогаем ребенку и начинаем рассказывать первыми: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?»
Для рассказов всех детей характерны бедность и однообразие фразовой речи – короткие фразы, нарушение синтаксической связи между фразами, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений.
3. Перескажи. Задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.
Методика обследования: ребенку предлагают послушать и запомнить сказку, а затем пересказать.
Фиксируется: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.
4. Рассказ по серии сюжетных картинок. Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».
Оборудование: две сюжетные картинки (на первой – начало действия, на второй – завершение).
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Фиксируются: умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.
5.Рассказ - описание. Предложили мальчикам составить рассказ о машине, девочкам о кукле. В течение нескольких минут даем детям рассмотреть игрушки, а затем они должны составить рассказ. Все обследуемые дети с трудом выполняли предложенное задание. Долго не могли понять, что от них требуется. Все рассказы составлены с использованием наводящих вопросов.
В конце исследования проанализировали полученные результаты.
Результаты исследования связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отражены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты исследования связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Уровни вып.задания |
1.Рассказ по сюжет. картинке |
2.Рассказ по серии сюжетных картинок |
3.Расскажи сказку |
4.Рассказ описание |
5.Пересказ прочитан. сказки |
Хороший | |||||
Удовлетвор. | |||||
Недостаточный |
Семён Наталья Максим |
Семён Наталья Максим |
Наталья Максим Семён |
Максим Семен Наталья |
Максим Наталья Семён |
Низкий |
Галина Дмитрий Артём Елена Денис Сергей Иван |
Галина Дмитрий Артём Сергей Денис Елена Иван |
Галина Дмитрий Артём Сергей Денис Елена Иван |
Галина Дмитрий Артем Елена Денис Сергей Иван |
Галина Дмитрий Сергей Елена Денис Иван Артем |
Методика изучения основных классов неравенств и их
систем
Эти классы можно разбить на две группы. Первая группа рациональные неравенства и системы. Наиболее важными классами соответствующие классы неравенств. Вторая группа - иррациональные и трансцендентные неравенства и системы. В состав этой группы входят иррациональные, показательные, логарифмические и ...
Этапы развития конфликта
Но для того чтобы спор между субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имели различные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение по отношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприят ...
Ознакомление детей ЗПР с сезонными изменениями в природе
Детям с ЗПР трудно самостоятельно выбрать объекты, состояние которых может характеризовать погоду или сезонные изменения природы, поэтому необходимо научить их замечать: — изменения в неживой природе - их характеризуют температура воздуха (тепло, холодно, прохладно, жарко); наличие или отсутствие о ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.