Педагогика и образование » Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с многообразием животного мира » Представления детей о диких животных

Представления детей о диких животных

Страница 3

Среди отличительных признаков животных дети назвали такие, как особенности строения и поведения, потребность в пище, воде. Следует отметить, что все названные признаки являются существенными, а признаки строения и поведения являются еще и специфическими. Наибольшее количество детей выделили такой признак поведения, как способность животных к самостоятельному перемещению в пространстве. Небольшая часть детей сослалась на способность животных издавать звуки.

Характеризуя растения, дети выделяли такие признаки, как особенности строения, рост, необходимость поливки и неподвижность. Частью детей был назван неверный признак: растения - неживые.

В характеристике неодушевленных объектов почти совсем не названы их специфические признаки, а указаны лишь признаки, выступающие как антитеза характеристике животных и растений.

Приведем в качестве примера некоторые высказывания детей: «Животные покрыты шерстью. У них есть хвост, острые зубы, а на ногах когти .», «Все растения зеленые, а некоторые животные белые, серые, коричневые», «Растений много, они растут, а на животных ничего не растет», «Вещи не едят, а животные едят», «Животные двигаются, а предметы на месте стоят. Их только человек может трогать и ставить», «Растения зеленые, а животные разные», «У растений нет ушей, а у животных есть».

Таким образом, результаты проведенных экспериментов позволяют сделать ряд выводов относительно характера знаний детей среднего дошкольного возраста о живом - неживом, растениях - животных - предметах.

У детей от 4,5-5 лет наблюдается процесс образования дифференцированных представлений о живом и неживом. Содержание представлений о неживом (предметах, вещах) охватывает объекты как природного происхождения, так и изготовленные человеком. Содержание представлений о живом, у большинства дошкольников ограничивается животными и человеком. Осознание жизни в растениях только начинается.

Различение детьми категорий живого и неживого происходит на основе выделения ими ряда существенных признаков, характеризующих главным образом, понятие живого: это - признаки видимого движения, питания и роста. Доминирующим среди них является признак движения, обеспечивающего перемещение тела в пространстве или изменение его положения, т.е. признак поведения. Именно его отсутствие у растений не позволяет детям причислять эти существа к числу живых. Полностью отсутствует признак размножения живых существ, ограниченно представлен признак обмена веществ, их роста. Это указывает на то, что знания детей о живом носят характер представлений, недостаточно полных и правильных, но обнаруживающих тенденцию к развитию и совершенствованию.

Животных дети дошкольного возраста выделяют достаточно четко на основе таких признаков, как особенности строения, некоторые формы поведения, питание. Все эти признаки относятся к числу существенных. Однако, их неполный состав указывает на то, что знания детей о животных носят характер представлений.

Дети безошибочно выделяют и относят к одной группе растения на основе ряда характерных признаков: специфики внешнего строения, способности к росту, а также особенностям ухода за ними. Подавляющее большинство детей не считает растения живыми из-за отсутствия видимого движения, т.е. как раз в противоположность тому, как дети оценивают животных как живые существа. Казалось бы, это делает представления детей о растениях как о живых существах более ограниченными или неправильными по сравнению с животными. Однако, это видимость. Причиной тому - доминирующий в представлениях детей признак видимого движения, перемещения в пространстве, что связано с их возрастными особенностями (эмоциональными и познавательными). Центральный признак живого - способность к обмену веществ, росту, развитию и размножению - занимает одинаково второстепенное место как в представлениях о животных, так и в представлениях о растениях. Именно поэтому представления детей о живых существах (растениях, животных) являются ограниченными, а зачастую и искаженными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Уроки, направленные на установление межпредметных связей
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями ши ...

Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших школьников
Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная ...

Описание диагностической программы
Нами проводилось исследование сформированности лексики у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР, посещающих старшую группу детского сада для детей с нарушениями речи. Констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ «Прогимназия» для детей дошкольного и младшег ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0131