Среди отличительных признаков животных дети назвали такие, как особенности строения и поведения, потребность в пище, воде. Следует отметить, что все названные признаки являются существенными, а признаки строения и поведения являются еще и специфическими. Наибольшее количество детей выделили такой признак поведения, как способность животных к самостоятельному перемещению в пространстве. Небольшая часть детей сослалась на способность животных издавать звуки.
Характеризуя растения, дети выделяли такие признаки, как особенности строения, рост, необходимость поливки и неподвижность. Частью детей был назван неверный признак: растения - неживые.
В характеристике неодушевленных объектов почти совсем не названы их специфические признаки, а указаны лишь признаки, выступающие как антитеза характеристике животных и растений.
Приведем в качестве примера некоторые высказывания детей: «Животные покрыты шерстью. У них есть хвост, острые зубы, а на ногах когти .», «Все растения зеленые, а некоторые животные белые, серые, коричневые», «Растений много, они растут, а на животных ничего не растет», «Вещи не едят, а животные едят», «Животные двигаются, а предметы на месте стоят. Их только человек может трогать и ставить», «Растения зеленые, а животные разные», «У растений нет ушей, а у животных есть».
Таким образом, результаты проведенных экспериментов позволяют сделать ряд выводов относительно характера знаний детей среднего дошкольного возраста о живом - неживом, растениях - животных - предметах.
У детей от 4,5-5 лет наблюдается процесс образования дифференцированных представлений о живом и неживом. Содержание представлений о неживом (предметах, вещах) охватывает объекты как природного происхождения, так и изготовленные человеком. Содержание представлений о живом, у большинства дошкольников ограничивается животными и человеком. Осознание жизни в растениях только начинается.
Различение детьми категорий живого и неживого происходит на основе выделения ими ряда существенных признаков, характеризующих главным образом, понятие живого: это - признаки видимого движения, питания и роста. Доминирующим среди них является признак движения, обеспечивающего перемещение тела в пространстве или изменение его положения, т.е. признак поведения. Именно его отсутствие у растений не позволяет детям причислять эти существа к числу живых. Полностью отсутствует признак размножения живых существ, ограниченно представлен признак обмена веществ, их роста. Это указывает на то, что знания детей о живом носят характер представлений, недостаточно полных и правильных, но обнаруживающих тенденцию к развитию и совершенствованию.
Животных дети дошкольного возраста выделяют достаточно четко на основе таких признаков, как особенности строения, некоторые формы поведения, питание. Все эти признаки относятся к числу существенных. Однако, их неполный состав указывает на то, что знания детей о животных носят характер представлений.
Дети безошибочно выделяют и относят к одной группе растения на основе ряда характерных признаков: специфики внешнего строения, способности к росту, а также особенностям ухода за ними. Подавляющее большинство детей не считает растения живыми из-за отсутствия видимого движения, т.е. как раз в противоположность тому, как дети оценивают животных как живые существа. Казалось бы, это делает представления детей о растениях как о живых существах более ограниченными или неправильными по сравнению с животными. Однако, это видимость. Причиной тому - доминирующий в представлениях детей признак видимого движения, перемещения в пространстве, что связано с их возрастными особенностями (эмоциональными и познавательными). Центральный признак живого - способность к обмену веществ, росту, развитию и размножению - занимает одинаково второстепенное место как в представлениях о животных, так и в представлениях о растениях. Именно поэтому представления детей о живых существах (растениях, животных) являются ограниченными, а зачастую и искаженными.
Британское семейное воспитание
Крепостные стены для защиты от непрошеных вторжений не только опоясывают домашний очаг, но и разделяют его обитателей. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще и внутри - каждый из ее членов куда больше сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Словом, ...
Основные принципы сенсорного развития детей
Ознакомление детей с системами сенсорных эталонов проходит поэтапно. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор оди ...
Методическое обоснование проведения формирующего
эксперимента
Работа по формированию пространственных представлений включает в себя задание на определение формы величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии чел ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.