Анализ неправильных ответов детей показывает, что в тех случаях, когда у ребенка отсутствуют конкретные знания по тому или иному вопросу, он пытается восполнить этот пробел посредством воображения и размышлений по аналогии. По своему содержанию такие ответы детей можно сгруппировать следующим образом: ответы с подменой вопроса; ответы по аналогии.
Ответы первой группы не адекватны вопросу, их содержание соответствует не поставленному вопросу, а вопросу, подмененному ребенком. Например, на вопрос "почему лягушка хорошо прыгает?" дети давали такие ответы: Чтобы ее не задавили: "чтобы мальчишки не убили", "чтобы в болото залезть", "чтобы она всяких заразов ловила". Такие неадекватные ответы давались на многие вопросы. Несоответствие приведенных ответов поставленным вопросам является следствием того, что ребенок недостаточно четко отличает причину от следствия. Так, например, вместо того, чтобы указать на особенности строения лягушки (большая длина задних конечностей), как на причину способности к большим прыжкам, ребенок сразу называет следствие этой способности - возможность быстрого удаления от опасности.
Таким образом, анализ ответов первой группы ответы с "подменой вопроса" подтверждает тот факт, что мышление дошкольников, там, где оно касается причинно-следственных связей, неустойчиво, если дети не владеют достаточным количеством знаний. Вместе с тем эта неустойчивость значительно уменьшается, если мало знакомые вопросы рядорасположены с известным материалом.
Не меньше внимания заслуживают детские ответы 2-й группы, имеющих форму дедуктивных умозаключений и построенные на основе обобщенных представлений, сложившихся у детей в процессе их ознакомления е живой природой. Отсутствие конкретных знаний вынуждает детей среднего дошкольного возраста делать аналогии с собственными действиями.
Таким образом, результаты данной констатирующей серии показали, что дети среднего дошкольного возраста владеют разнообразными знаниями о функциях отдельных органов и некоторых формах поведения животных, касающихся питания, передвижения, защиты от врагов. Полученные данные показали, что дети лучше знают; более "динамичные" части тела животных, т.е. органы, работу которых они могли наблюдать. Значительно хуже дети знают те части тела, функции которых не имеют достаточно яркого и четкого внешнего выражения, или не стали очевидны.
Результаты обследования показали, что в тех случаях, когда у детей отсутствуют соответствующие конкретные представления они, пользуясь дедуктивными умозаключениями или умозаключениями по аналогии, успешно применяют знания, сложившиеся на основе собственной практики.
В четвертой серии экспериментов серии детям был предложен литературно-иллюстрированный материал, в котором поведение животных представлено в юмористической форме, т.е. было искажено, не соответствовало действительности и, самое главное, не соответствовало особенностям строения животных и вытекающим отсюда их двигательным возможностям.
С самого начала обследования было ясно, что дети понимают комизм содержания читаемых им стихов и показываемых иллюстраций. Лишь небольшой процент детей не знает или неправильно отвечает на вопрос.
Небольшое количество детей, отвечая правильно, не дают подробных объяснений.
Например: "Рыбки плавают, по полю гулять они не могут", или лягушки в болоте живут, они прыгают, а летать не умеют. Подавляющее же большинство детей объясняют, почему невозможно, чтобы рыбы гуляли, а жабы летали. Все объяснения относительно жаб сводятся к отсутствию у них крыльев с помощью которых мог бы осуществляться полет по воздуху. Относительно рыб часть детей объясняет отсутствием у них опять же соответственно устроенных конечностей /ног, лап/, другая часть детей указывает на более широкую причину - на невозможность рыб жить без воды, откуда происходит и их неспособность передвигаться по суше. Дети это объясняют следующим образом: "Рыбы в воде плавают, они на суше умирают. Лягушки в болоте сидят. Они не умеют летать", "Нет, не возможно. Рыбы в воде живут. Лягушки прыгают. У рыб ножек нет, а у лягушек крыльев нет"
Яснополянская школа Л.Н. Толстого как творческая лаборатория
педагога
Яснополянская школа Л.Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была ...
Этапы формирования грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. 1. Подготовительный этап - ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого пере ...
Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект
Проблема воспитания нового поколения, которому суждено построить новую Россию, стоит сегодня особенно остро. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад. Однако эти перемены произошли «сверху» и провозглашены в основном пока на законод ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.