Аналогичным образом дети решают и вторую задачу о ките /"Кит царапался, кусался. Подавляющее большинство детей отвечают правильно, считая это невозможным. В качестве причин указываются те же, что и в первой задаче; отсутствие соответствующих конечностей и невозможность жить в воздушной среде. Кроме того, почти все дети указывают еще и на отсутствие когтей у кита, с помощью которых он мог бы царапаться. Небольшая часть детей видит и в этом причину неспособности кита залезать на забор.
Следует отметить, что, хотя эта задача несколько сложнее первой по той причине, что кит меньше знаком дошкольникам, дети решают ее лучше,: отсутствуют ответы "не знаю", а правильные ответы некоторого количества детей включают в себя одновременно два важных признака: невозможность жить на суше и отсутствие соответствующих конечностей. Объяснения большинства детей в этой задаче звучат таким образом: "Нет. /Не возможно/. Кит живет в воде. Кит может на берег вылезать, если идти не может, нет ног, лап нет. Царапаться не может, лап нет, и когтей нет". "Кит не может лазить на забор, так как рыба живет в воде. У него нет лап и когтей. Сюда не относятся дети, которые полностью отождествляли кита с рыбами, такие дети составляют лишь 5% от общего числа обследованных.
Важно также отметить и такой факт, что в объяснениях многих детей фигурировали "человеческие" названия конечностей ". Дети говорили "руки" вместо "лапы", иногда "ногти" вместо "когти". Меньшая часть детей называла эти части тела правильно. Такое "очеловечивание" показывает, что дети опираюсь не только на знания, отражающие специфику строения и передвижения животных, но также и на собственный опыт поведения.
Некоторые дети в объяснениях пользовались сравнениями более четко характеризующими представления, например: "Кит не умеет лазать. У него нет когтей, он ведь не кошка!", или "Нет! Кит не может лазать по забору. Белка прыгает, а кот цепляется. А кит чем будет цепляться?"; или "Нет. Кит не кошка. Кошка может залезать у нее ноги. У кита - плавники".
Третья задача /о лисе, забравшейся на дерево/ оказалась для детей более трудной, чей первые две. Около половины детей ответили "не знаю" или же дали неправильные ответы. Но даже и те дети, которые правильно ответили /т.е. сказали, что это невозможно/ и попытались обосновать, не отразили в своих объяснениях всех тех особенностей строения тела лисы, которые не дали бы ей в действительности оказаться в подобной ситуации. Большинство правильно ответивших детей объясняли так: "Лиса не может прыгать так высоко; и собаки ее поймают", "Лиса не может по деревьям лазать, у нее хоть когти и есть, но они не такие, как у кота ".
Все дети правильно оценили ситуацию в целом, правильно указывали на лапы и когти лисы, как на основную причину невозможности осуществления изображенных действий, но никто из них не дал точной конкретной характеристики строения конечностей животного, препятствующего осуществлению таких действий, как большие прыжки в высоту или же лазание по деревьям. Даже те дети, которые дали наиболее правильные и развернутые объяснения, как например: "Лиса не умеет прыгать. Лазить она не может, у нее когти не втыкаются в дерево, она может упасть" - не характеризуют особенностей строения конечностей лисы такими эпитетами, как "острые", "загнутые" или "тупые" когти, "длинные" или "короткие" лапы и т.д. В лучшем случае дети пользуются общими сравнениями лисы с белкой или кошкой. Важно также отметить, что часть детей вообще не знает некоторых особенностей строения и поведения лисы. Все это говорит о том, что у детей недостаточно четкие представления о лисе и о том, с помощью каких особенностей строения тела она может осуществлять те или иные движения, формы перемещения в пространстве.
Принципы разработки опорного конспекта по дисциплине «Менеджмент»
Разработка опорного конспекта должна подчиняться определенным принципам, вытекающим из закономерностей целостного педагогического процесса и условий деятельности педагога. Принцип – это руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. Исходя из определения опорного ко ...
Репертуар – лицо хореографического коллектива
Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности. Решение этой задачи связанно во многом с репертуаром, с теми художественными произведениями, вок ...
Обзор компьютерных графических средств по изобразительной деятельности
Название, системные требования Описание Несерьезные уроки: Учимся рисовать Издательство: «Новый Диск» Год выпуска: 2001 г. Носитель: CD Серия программ для детей "Несерьезные уроки" включает 9 дисков. Каждый из них представляет собой сборник игр, обучающих буквам и цифрам, развивающих памя ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.