Таким образом, объяснения детей проливают свет на характер их выбора, они показывают, что наиболее значимым признаком для них в делении объектов на живое и неживое является функциональный признак перемещения в пространстве. Причем некоторые дошкольники, хорошо различая естественное перемещение и искусственное (т.е. производимое под действием из вне), лучше и классифицируют объекты. Объяснения также показывают, что дети совсем или почти совсем не учитывают другие важные признаки наличия жизни, такие как необходимость питания, чувствительность, специфика строения.
Выполнение второго задания /"выбери всех животных"/ для детей оказалось легче. При отборе карточек дети "принимают" задачу и решают ее осознанно. Больше половины детей средней группы производят классификацию правильно. Выбор детей характеризуется полнотой. Дети без колебаний относят к животным представителей разных классов. Таким образом, выполнение задания способом выбора показало, что дошкольники хорошо отличают животных от других компонентов окружающего мира.
Перейдем к анализу детских объяснений. Материалы показывают, что объяснить свой выбор в этом задании детям оказалось труднее, чем в предыдущем задании. Большая часть детей сослалась на свой опыт. Их объяснения звучали так: "Я их видел в зоопарке"; "Лев как лев, ласточка как ласточка . я их знаю", "Я их узнал, мне мама про них рассказывала" и т.д. Значительная часть дошкольников никак не ответили на вопрос, хотя хорошо справились с выбором карточек. Незначительная часть дошкольников сделала попытку объяснить как они отличают животных от других объектов.
Среди признаков, на которые дети опирались в своих объяснениях, были названы следующие: 1) способность к передвижению ("Они ходят по траве, по деревьям, летают, прыгают ."; "Я узнал, потому что они прыгают, ползают, ходят, летают"; 2) некоторые особенности строения: наличие конечностей, кожного покрова и пр. («У них есть шерсть», «Потому что они стоят и у всех есть рты, а у цветов нет»); 3) ссылка на местообитания («Потому что они в лесу живут»; «Потому что они лесные»); 4) указание на то, что они живые («Потому что они живые», «Потому что они живые, только звери, а не люди»). Среди всех названных признаков наиболее существенными и действительно специфичными для определения животных являются признаки передвижения и строения (особенно, если указывается орган или часть тела, присущая всем животным, как, например, рот). Таким образом, правильных ответов, в которых бы дети выделяли существенные признаки понятия "животные" и опирались бы на них в своих объяснениях, оказывается немного. Этот результат сильно отличается от результата, отражающего выбор карточек, в котором значительная часть детей делают его правильно (т.е. четко отличают животных от растений и предметов). Такая разница между выбором и объяснением свидетельствует о том, что у детей среднего дошкольного возраста стихийно формируются отчетливые представления о животных, которые однако носят эмпирический характер.
Во второй серии экспериментов дети имели дело с натуральными объектами: животными (курица, лягушка, мышь, улитка, рыбы, жуки), растениями (бегония, кактус, традесканция, хлорофитум), предметами (стул, стол, лампа и пр.). Результаты выбора и объяснений детей подтверждают и развивают основные выводы, полученные в предыдущей серии. Дошкольники безошибочно выделяют растения, предметы. В нахождении животных дети проявили колебания. Крупных - указывали и называли сразу. Мелкие животные у части детей вызвали сомнение. Не причисляя улитку, жука ни к растениям, ни к предметам, дети не относили их и к животным.
Анализ ответов детей среднего дошкольного возраста показывает, что для значительного числа детей обобщенная формулировка вопросов оказалась трудной, и они не сумели на них ответить. Остальные же дети делали очень успешные попытки объяснить суть различия между животными, растениями и предметами.
Основные понятия инноватики
Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение. Новшество: - идея, являющаяся для конкретного лица новой; - средство (новый метод). Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не изве ...
Идеи Беруни о морали и нравственном воспитании
Беруни призывает людей воспитывать в себе высоко-нравственные черты, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний в обществе и упорного труда. Само приобретение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения. И дал ...
Дизартрия как один из видов речевых
нарушений
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование ре ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.