Для изучения знаний детей о связях диких животных с условиями среды и выявления особенностей понимания ими этих зависимостей нами было проведено три серии экспериментов с разнообразным наглядным материалом.
Третья серия экспериментов была посвящена выявлению знаний детей о функциях отдельных органов и некоторых особенностей поведения животных в связи с условиями их обитания. Преследовалась цель изучения понимания детьми определенных причинно-следственных связей в животном мире. Особое внимание было уделено выявлению знаний, отражающих связь строения отдельных органов известных ребенку животных с условиями существования.
В беседу были включены вопросы о животных различных классов, хорошо знакомых детям, что представляло возможность им максимально показать свои знания. Вопросы были следующие:
1 Зачем голубю клюв? 2 Зачем голубю крылья? 3. Зачем голубю лапки? 4. Зачем голубю хвост? 5 Почему лягушка хорошо прыгает? 6 Как лягушка ловит насекомых? 7 Почему лягушка хорошо плавает? 8 Зачем лисе лапы? 9 Зачем лисе когти? 10 Зачем лисе зубы? 11 Зачем щуке плавники? 12 Зачем щуке хвост? 13 Как ящерица спасается от врагов? 14 Как черепаха спасается, от врагов? 15 Почему передвигается ящерица быстро, а черепаха медленно? 16 Зачем пчела садится на цветок? 17. Почему пчелу трудно поймать? 18 Как пчела защищается от врагов?
Все вопросы распадаются на три группы. Первая группа вопросов имеет своей целью выяснить, насколько правильно и широко дети понимают функции некоторых внешних органов, работа которых доступна для понимания детей. Другая группа вопросов направлена на выявление понимания детьми зависимости функции органа от его строения. Третья группа вопросов направлена на выявление понимания детьми приспособленности животных к определенным жизненным условиям. Таким образом, вопросы, составленные на доступном ребенку материале, затрагивают глубокие и важные зависимости явления, имеющие место в животном мире.
Анализ полученных данных производился по четырем направлениям - знания детей: о функциях отдельных органов, о способах питания, о способах передвижения, о способах защиты животных.
Прежде всего необходимо отметить неравномерность в знаниях детей. Правильных ответов больше на вопросы о функциях органов и их значительно меньше, когда дело касается вопросов питания или защиты животных. Неравномерность проступает и внутри каждой группы вопросов. Например, относительно функций отдельных органов дети лучше знают, зачем птице клюв и хуже - зачем ей нужен хвост. У них более правильные представления о том, почему черепахи передвигаются медленно, и значительно хуже о том, почему ящерица ползает быстро. Но, несмотря на существенные колебания, все же процент правильных ответов в большинстве случаев преобладает. Немалый процент, однако, составляют так называемые неопределенные ответы, т.е. ответы, по которым без дополнительных вопросов невозможно судить, насколько верны те или другие представления ребенка.
Анализ ответов детей с точки зрения точности содержания показывает, что по разным вопросам наблюдается большая неравномерность. Например, большинство детей знает специфические формы защиты таких животных как пчела /жало/, ящерица /отдача хвоста/, черепаха /панцирь/, поэтому точность знаний здесь высока. Но она сильно падает /у тех же детей/ в таких вопросах, как специфические особенности передвижения лягушки в воде и на земле и др. В этих случаях дети не владеют необходимыми четкими представлениями и поэтому точность ответов низка, а сами ответы носят общий характер. Например, говоря о хороших качествах передвижения лягушки, в качестве причины дети дают ответ очень общего характера: " .У нее такие лапки".
Таким образом, подводя итог анализа, можно сделать некоторые выводы относительно характера знания детей. Во-первых, наблюдается большая неравномерность в отношении числа правильных ответов и их точности в разных сферах жизни животных. Во-вторых, объем знаний по всем вопросам жизни животных невелик. В-третьих, по многим вопросам отсутствуют конкретные знания специфики строения и поведения животных. Ответы детей носят, как правило, слишком общий или неопределенный характер.
Кхемпхиллское движение
Движение Кэмпхилл (Camphill) представляет собой международную сеть терапевтических сообществ, включающих школы-интернаты для детей с нарушением интеллектуального или психического развития, училища-интернаты (колледжи) для молодежи и «деревни» для взрослых инвалидов. Первая кэмпхиллская школа для де ...
Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее н ...
Цель, задачи, принципы деятельности социального педагога
коррекционной школы по формированию здорового образа жизни воспитанников
Целью деятельности социального педагога специального учреждения по формированию здорового образа жизни является помощь детям с ограниченными возможностями в процессе их здоровой социализации. Данная цель достигается через решение следующих задач: изучить развитие личности в условиях ограничения воз ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.