Сопоставление ассоциативного, бихевиористского, гештальтиского и социально-культурного (Л. С. Выготский) подходов к пониманию процесса формирования понятий позволяет сделать вывод о том, что каждое из этих направлений открывает определенную грань в решении этой сложной проблемы. Опираясь на данные подходы, мы представляем общую картину формирования понятий следующим образом.
Основной путь формирования понятий – обучение. Ведущее средство – содержание образования, а не методика обучения. Знания, которые обучаемый приобретает, задачи, которые он решает в ходе обучения, определяют его практические, перцептивные и умственные действия и то, какие стороны явлений выступают для него как значимые и существенные. От этого зависят содержание, характер и форма тех понятий, которые образуются у обучаемых.
Главным орудием формирования понятий служит слово как носитель социального опыта. Освоение значений, их развитие, уточнение и обогащение осуществляются с помощью слов. Употребление слов приводит к образованию понятий, которое представляет собой их систематизацию и организацию во все более объемлющие, подчиненные и соподчиненные, структуры.
Основой формирования житейских понятий является личный опыт, главным средством – наблюдение, ведущим путем – индуктивный, от конкретных фактов к их объединению под знаком общих признаков. Основой обучения научным понятиям выступает общественный опыт, главным средством – слово, ведущим путем – дедуктивный, от общих понятий к их частным разновидностям и конкретизациям.
Названные положения определяют способы и условия обучения понятиям, которые составляют «питательную среду» для психической деятельности обучаемого. Правильная организация этой «среды» благоприятствует указанной деятельности, позволяет ей протекать быстрее и успешнее. Учитель (преподаватель) не просто способствует «самодеятельности» обучаемого по освоению определенных понятий, но и управляет ею.
Такое управление связано прежде всего с организацией выделения учащимися существенных признаков предметов. При этом они должны стать значимыми для них. Выделение признаков достигается методом моделирования или обозначения, когда необходимые признаки отделяются от предметов и закрепляются отдельно с помощью схемы, символов, слов или методом варьирования, если типы предъявляемого материала видоизменяются, чередуются так, чтобы выявлялось существенное в нем.
Постепенно обучаемые начинают осознавать, что выделенные существенные признаки можно использовать для решения определенных задач. У них возникает потребность в них как в ориентирах тех или иных целесообразных действий. Учитель (преподаватель) должен осознанно провести их через все этапы деятельности, требующей ориентировки на признаки, закрепленные в изучаемом понятии.
На начальном этапе обучения ориентиры (существенные признаки предметов) предъявляются учащимся в виде схем, символов, предметов, а операции по их выделению осуществляются в форме предметных действий. На следующем этапе ориентиры и предметные действия заменяются речевыми обозначениями и действиями. На заключительном – словесные действия заменяются мыслительными операциями, которые имеют тенденцию превращаться в более свернутые схемы.
Изучение возможностей освоения новых содержательных понятий учащимися было проведено П. Я. Гальпериным. Его методика получила название «поэтапного формирования умственных действий». Так как при обычном обучении ученики вынуждены сами искать нужные существенные (ориентировочные) признаки и подбирать подходящие для этого действия, то ошибки являются неизбежными.
Опыт показывает, что традиционное обучение не дает желаемых результатов. Понятия формируются не всегда верные и полные, и сам процесс формирования понятий растягивается на неопределенный срок. П. Я. Гальперин считал, что задача учителя – обучать понятиям, передавать опыт поколений, сохранившийся в понятиях. Главное – он должен научить учащихся способам использования понятий, поэтому не следует заставлять их самостоятельно отыскивать существенные признаки вещей, закрепленные в понятиях.
Для того чтобы понятия формировались полно и безошибочно, деятельность ученика должна строиться на полной ориентировочной основе, т. е. учитель должен давать ученику готовыми все существенные признаки объектов и обучать его пониманию того, каких операций требует каждый из этих признаков для его выявления или воспроизведения.
Система работы по обучению культуре иноязычного общения
Можно выявить основные вопросы, непосредственно касающиеся методики обучения культуре иноязычного общения, которые целесообразно объединить в четыре группы. К первой группе относится вопрос о том, как должны соотноситься друг с другом в процессе обучения компоненты культуры общения: следует ли на к ...
Особенности методики изучения темы трудности и способы их устранения
В связи с тем, что тема логически построена правильно и содержит материал с которым учащиеся сталкиваются в жизни, она не вызывает большой сложности. Особенности методов преподавания данной темы определяется задачами обучения, учетом возрастных, психических и физиологических способностей учащихся, ...
Развитие физических качеств детей в младшем школьном возрасте
Развитие ребенка младшего школьного возраста, становление его личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которые попадает ребенок в данном возрасте, приводят к усложнению возникающих перед орг ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.