Педагогика и образование » Развитие самостоятельности в процессе обучения

Развитие самостоятельности в процессе обучения

Страница 10

Сопоставление ассоциативного, бихевиористского, гештальтиского и социально-культурного (Л. С. Выготский) подходов к пониманию процесса формирования понятий позволяет сделать вывод о том, что каждое из этих направлений открывает определенную грань в решении этой сложной проблемы. Опираясь на данные подходы, мы представляем общую картину формирования понятий следующим образом.

Основной путь формирования понятий – обучение. Ведущее средство – содержание образования, а не методика обучения. Знания, которые обучаемый приобретает, задачи, которые он решает в ходе обучения, определяют его практические, перцептивные и умственные действия и то, какие стороны явлений выступают для него как значимые и существенные. От этого зависят содержание, характер и форма тех понятий, которые образуются у обучаемых.

Главным орудием формирования понятий служит слово как носитель социального опыта. Освоение значений, их развитие, уточнение и обогащение осуществляются с помощью слов. Употребление слов приводит к образованию понятий, которое представляет собой их систематизацию и организацию во все более объемлющие, подчиненные и соподчиненные, структуры.

Основой формирования житейских понятий является личный опыт, главным средством – наблюдение, ведущим путем – индуктивный, от конкретных фактов к их объединению под знаком общих признаков. Основой обучения научным понятиям выступает общественный опыт, главным средством – слово, ведущим путем – дедуктивный, от общих понятий к их частным разновидностям и конкретизациям.

Названные положения определяют способы и условия обучения понятиям, которые составляют «питательную среду» для психической деятельности обучаемого. Правильная организация этой «среды» благоприятствует указанной деятельности, позволяет ей протекать быстрее и успешнее. Учитель (преподаватель) не просто способствует «самодеятельности» обучаемого по освоению определенных понятий, но и управляет ею.

Такое управление связано прежде всего с организацией выделения учащимися существенных признаков предметов. При этом они должны стать значимыми для них. Выделение признаков достигается методом моделирования или обозначения, когда необходимые признаки отделяются от предметов и закрепляются отдельно с помощью схемы, символов, слов или методом варьирования, если типы предъявляемого материала видоизменяются, чередуются так, чтобы выявлялось существенное в нем.

Постепенно обучаемые начинают осознавать, что выделенные существенные признаки можно использовать для решения определенных задач. У них возникает потребность в них как в ориентирах тех или иных целесообразных действий. Учитель (преподаватель) должен осознанно провести их через все этапы деятельности, требующей ориентировки на признаки, закрепленные в изучаемом понятии.

На начальном этапе обучения ориентиры (существенные признаки предметов) предъявляются учащимся в виде схем, символов, предметов, а операции по их выделению осуществляются в форме предметных действий. На следующем этапе ориентиры и предметные действия заменяются речевыми обозначениями и действиями. На заключительном – словесные действия заменяются мыслительными операциями, которые имеют тенденцию превращаться в более свернутые схемы.

Изучение возможностей освоения новых содержательных понятий учащимися было проведено П. Я. Гальпериным. Его методика получила название «поэтапного формирования умственных действий». Так как при обычном обучении ученики вынуждены сами искать нужные существенные (ориентировочные) признаки и подбирать подходящие для этого действия, то ошибки являются неизбежными.

Опыт показывает, что традиционное обучение не дает желаемых результатов. Понятия формируются не всегда верные и полные, и сам процесс формирования понятий растягивается на неопределенный срок. П. Я. Гальперин считал, что задача учителя – обучать понятиям, передавать опыт поколений, сохранившийся в понятиях. Главное – он должен научить учащихся способам использования понятий, поэтому не следует заставлять их самостоятельно отыскивать существенные признаки вещей, закрепленные в понятиях.

Для того чтобы понятия формировались полно и безошибочно, деятельность ученика должна строиться на полной ориентировочной основе, т. е. учитель должен давать ученику готовыми все существенные признаки объектов и обучать его пониманию того, каких операций требует каждый из этих признаков для его выявления или воспроизведения.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Состояние образования и педагогической мысли в эпоху Беруни
В эпоху Беруни культура, в широком понимании этого слова, была доступна только верхушке феодальной знати и мусульманского духовенства; для народных масс дорога к науке и просвещению была закрыта. После завоевания Средней Азии арабы насильственно начали распространять арабскую письменность, большую ...

Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса
Основными видами организации профессионального обучения во Франции являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебн ...

Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок – дошкольник учится ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.4128