Педагогика и образование » Развитие самостоятельности в процессе обучения

Развитие самостоятельности в процессе обучения

Страница 9

Ж. Пиаже выделил четыре стадии формирования структур интеллекта. Первая – сенсомоторный интеллект, которая продолжается до двух лет жизни ребенка. Такому интеллекту соответствует отражение реальности в форме связей между восприятиями и определенными системами ответных движений.

Вторая стадия (от двух до семи лет) – дооперациональный интеллект, когда существенные свойства вещей представлены их наглядными образами. Оперирование информацией на этой стадии выступает как внутреннее воспроизведение (представление) соответствующих действий над вещами.

Третья стадия (от восьми до одиннадцати лет) – стадия конкретных операций, когда классификация и сериация вещей уже могут осуществляться на основе понятий о существенных признаках, но при опоре на реальные образы вещей. На этой стадии знания приобретают характер логических структур. Но операции, с помощью которых эти структуры выявляются и применяются, носят еще конкретный предметный характер. Они неразрывно связаны с представлениями о соответствующих реальных действиях над конкретными вещами.

Только на четвертой стадии (от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет) понятия о соответственных свойствах вещей освобождаются от образов самих этих вещей. Интеллект приобретает способность оперировать с понятиями как моделями отношений. Интеллектуальные операции освобождаются от представления о соответствующих реальных действиях и управляются правилами групповых преобразований, т. е. превращаются в формальные, логические операции.

На этом основании Ж. Пиаже сделал выводы, что до семи лет детей практически невозможно обучать понятиям, так как у них еще отсутствуют интеллектуальные предпосылки, необходимые для образования общих понятий. С семи до одиннадцати лет можно обучать некоторым понятиям, но обучение это должно быть наглядным и достигается практическими действиями с соответствующими предметами. Ребенком могут быть освоены только конкретные предметные понятия, а не отвлеченные абстракции. С семи лет появляется возможность «теоретического» обучения, введения понятий через определения, логические операции и т. д.

Концепция Ж. Пиаже раскрывает основы формирования понятий у детей. Однако узкое понимание источников формирования понятий и интеллектуальных структур у ребенка делает ее ограниченной. Пиаже сводит их к созреванию и деятельности самого ребенка, помещает их в индивида, в его личный опыт и физиологию. Однако основной фонд понятий и знаний человек создает не сам, а получает готовыми от общества. В понятиях закрепляются существенные отношения и связи вещей, которые значимы для социальной практики. Эта идея была глубоко осмыслена и разработана в трудах Л. С. Выготского.

В основе его концепции образования понятий лежит представление о значении. Психическая деятельность представляет собой процесс формирования значений.

Значение зависит от того, какие стороны общественной и индивидуальной практики в нем отражаются. Когда значение приобретает словесное оформление, обозначающее вещи в языковой практике, то это лингвистическое значение. Если оно отображает источники, назначение и функции вещей (явлений) в социальной практике, то это практическое значение. Если значение – результат научного анализа соответствующих объектов, то это аналитическое значение. Наконец, в нем может выражаться оценка обществом данных предметов (явлений), отношение к ним. Это – социокультурное значение.

Значения развиваются, обогащаются и систематизируются по мере накопления человеком опыта, знаний и понятий о мире. Значения могут образовываться различными способами: путем практических действий, образных ассоциаций, логических операций.

Исследования Л. С. Выготского показали, что сначала возникают синкреты (сочетания чувственных сигналов), затем комплексы (ассоциации различных наглядных признаков) и только потом научные понятия (абстрагирование и систематизация значений). Это во многом совпадает с этапами развития интеллекта, которые открыл Ж. Пиаже (сенсомоторный, конкретных операций, формальных операций). Но у Пиаже способы отражения структур действительности зависят только от возраста, а Выготский показал, что они зависят также от уровня и содержания соответствующих знаний человека (иначе говоря, от обучения). В этой связи понимание одних явлений может находиться на уровне псевдопонятий и одновременно других – на уровне научных понятий. У Пиаже формирование понятий на любом уровне есть результат личного опыта и созревания, а у Выготского оно основано на передаче учащимся общественного опыта.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...

Виды самостоятельной работы учащихся по физике
В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по ...

Своеобразие детской самостоятельной игры
Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей: Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Де ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0094