Понятия возникают как результат психической активности, которая организует свое содержание в определенные структуры по внутренним законам. Деятельность, возникающая из собственной активности системы и определяемая ее внутренними свойствами, называется спонтанной (т. е. самопроизвольной). Понятия, следовательно, являются продуктом спонтанной психической деятельности, а поэтому их невозможно «сообщать» или «передавать» учащемуся. Образование понятий – процесс творческий.
Многочисленные эксперименты позволили установить, что к факторам, благоприятствующим инвентивному образованию понятий, относятся следующие: особенности личности и мотивации обучаемых; направленные усилия, поиски и многократные попытки, сопровождаемые проверкой результатов; наличие соответствующих знаний и умений; предварительный анализ сущности мыслительной задачи и оценка возможных ее решений; направленность мышления. Психологи Майер и Вертгаймер доказали, что для образования у учащегося правильных понятий зачастую достаточно только желания, прилежания и знания. Нужно, чтобы мышление было направлено на соответствующие функции и признаки объекта. Дункер показал, что понятие образуется быстрее и правильнее, если учащийся осознает, для чего оно нужно, какие задачи позволяет решать, к каким областям действительности относится.
Из этого следует, что функции объектов, закрепленные в понятиях, должны интересовать обучаемого, стать необходимыми для решения задач, превратиться для него в проблему. Тогда его восприятие и мышление начинают искать и выделять в объектах соответствующие функциональные структуры. В ходе решения этих задач на каждом следующем шаге обнаруживаются новые отношения исходных элементов. На этой основе возникает новое их понимание, т. е. те же элементы подводятся под новые понятия. А эти новые понятия становятся орудиями решения задачи.
В рамках рассматриваемой концепции предлагается начинать обучение с наиболее общих понятий, т. е. самых общих структурных свойств изучаемой области действительности. Так, например, изучение математики в школе нужно начинать не с понятия числа и арифметических действий над числами, а с понятий множества, отношений множеств, операций над множествами и т. д. Это – дедуктивный путь обучения понятиям. Он прямо противоположен ассоциативной индуктивной методике. Многие авторы (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Дж. Брунер и др.) отмечают, что этот путь дает очень хорошие результаты.
Рассмотренная концепция, в отличие от бихевиористского подхода, обращается к процессам психической деятельности, с помощью которых формируются понятия; она подчеркивает внечувственный, структурный и функциональный характер тех признаков, которые выделяются и закрепляются в понятиях. Действия, при помощи которых образуются понятия, это внутренние действия мышления, превращающие содержание сознания в гештальты, т. е. целостные, простые, симметричные, завершенные и отчетливые образы и формы.
Переработка информации в значительной части сводится к выделению в ней существенных свойств, т. е. к классификации элементов реальности по признакам размера, массы, формы, положения в пространстве, функции, способам употребления и т. д. Операция сопоставления объектов по вариации в них определенных признаков называется сериацией. Швейцарский психолог Ж. Пиаже экспериментально доказал, что большинство операций, с помощью которых психика извлекает информацию об инвариантах реальности, можно свести к классификации и сериации. Он отмечал, что научить образовывать понятия – значит сформировать структурные схемы, в которые мышление будет укладывать реальность и приемы, с помощью которых оно сумеет это сделать. Системы таких схем и приемов переработки информации о реальности, по его мнению, характеризуют структуры интеллекта. Предпосылкой овладения определенными понятиями является формирование у учащегося соответствующих структур интеллекта.
Ж. Пиаже, как и гештальтисты, считал, что структуры интеллекта формируются спонтанно, в ходе созревания мозга. Человек осваивает эти структуры через деятельность, которая открывает ему отношения реальности. Какие из этих отношений и в какой форме он способен усвоить, зависит от возраста.
Методические особенности проектно-творческой деятельности на уроках
трудового обучения учащихся начальной школы
Метод проектов – система обучения, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих новизной, ...
Методика использования дидактических материалов на уроках русского языка в
ОУ СПО
Методика использования таблиц по русскому языку Для уроков русского языка по разделам синтаксис и пунктуация приобретены таблицы: Знаки препинания в сложносочиненном предложении; Знаки препинания в сложноподчиненном предложении; Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; Пунктуация в ...
Выявление уровней восприятия и понимания
поэтических произведений С.А. Есенина
Для изучения особенностей восприятия и понимания поэтических произведений нами было проведено исследование в подготовительной группе детского сада № 2 общеразвивающего вида поселка Вершино-Дарасунского Тунгокоченского района Забайкальского края. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.