Политика правительства в отношении расширения участия получила новый толчок после публикации Белой Книги. В этом направлении начал применяться целый комплекс мер, касающихся:
повышения мотивации и уровня подготовки школьников;
создания в вузах честной и прозрачной системы приёма;
премирование вузов, которые принимают студентов из неблагоприятных районов (при том, что они должны соответствовать требованиям относительно уровня подготовки);
обеспечения грантами студентов из недопредставленных групп;
обязанности для вузов, желающих установить плату за обучение вплоть до 3 тыс. в год, заключить соглашение о доступе с Офисом для честного доступа.
В соответствии с предложениями Белой Книги была создана национальная программа “Стремись выше” (Aim Higher) , которая начала функционировать с 1 августа 2004 г. Она интегрировала в себя все подобные программы (включая действовавшую с 2001 г. Excellence Challenge). “Стремись выше” ставит целью привлечь как можно больше молодых людей в вузы и ориентирована на возрастную группу 13–30 лет. В её рамках проводится следующая работа:
обеспечивается информация о высшем образовании и его преимуществах для потенциальных студентов, их семей и учителей;
организуются летние школы, дни открытых дверей (taster days), мастер-классы, подготовительные курсы, другие возможности для общения между школьниками и преподавателями высшего образования и студентами;
проводятся беседы с работающими молодыми людьми и их работодателями, направленные на привлечение первых в студенты.
На наш взгляд, оценивать её влияние пока рано – для этого требуется не менее пяти лет, поскольку только через этот период времени целевая группа этой программы сможет поступить в вузы. Тем не менее, Департамент образования и профессиональной подготовки полагает, что программа оказывает положительное влияние на школьников и тем самым способствует экспансии высшего образования и расширению участия.
В 2002/03 г. “премия почтовых кодов“ была увеличена с 5% до 20% от среднего объёма средств, выделявшихся на одного студента, как и предлагалось в Белой Книге. Однако это стало возможным не за счёт увеличения уровня финансирования, а за счёт его перераспределения из других статей. Вполне понятно, что это вызвало недовольство среди вузов, которое, однако, не повлияло на решение правительства .
В 2004 году после принятия Закона о высшем образовании был создан Офис для честного доступа. Его задача – заключать с вузами соглашения, в которых они берут на себя обязательства по расширению участия, и таким образом давать им право на повышение платы за обучение до £3 тыс. в год . Сравнивать эти обязательства не представляется возможным, но все они содержат следующие пункты:
определение объёма платы за обучение в год;
обязательства по обеспечению студентов из малообеспеченных семей стипендиями из бюджета вузов;
обязательства увеличить приём студентов из малообеспеченных семей и/или неблагоприятных районов (эти студенты должны были соответствовать вступительным требованиям; в некоторых случаях это обязательство предполагало активную работу вуза в школах) в срок от двух до пяти лет;
общее количество средств, которые вуз затратит на расширение участия.
Офис для честного доступа имеет право отозвать своё разрешение на повышение платы за обучение. В своём первом годовом отчёте за 2004/05 г. Офис указал, что одобрил 118 из поступивших 120 соглашений о доступе.
Методика и результаты экспериментальной работы по организации
проектно-творческой деятельности учащихся I–IV классов
Экспериментальная работа по организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе была организована на базе СОШ №11 х. Маевского Славянского района Краснодарского края. В эксперименте принимали участие: директор школы Скорик Т.Н., заместитель директора Бабенко ...
Система образования в современной России
Система образования – обязательный элемент современного общества. В настоящее время возрос социальный интерес к проблемам образования, в том числе к определению понятия «образование». Так, государство понимает под образованием целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общ ...
Особенности ориентации детей на местности
С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенствуется и характер отражения воспринимаемого пространства. Восприятие внешнего мира, указывал И.М. Сеченов, пространственно расчленено. Такая расчлененность «навязана» нашему восприятию объективным свойством пространства — его трехмерност ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.