Безусловно, выделенные нами критерии, во всем совершенстве не могут быть сформированы на в младшем, ни в среднем школьном возрасте, однако, мы считаем принципиально важным формулировать их таким образом, так как они выступают в качестве эталона, к которому надо стремиться. Все характеристики выделенных нами критериев оценивались в ходе наблюдения по 10-балльной шкале.
Уровневые группы качества постановки голоса у учащихся младшего и среднего школьного возраста распределялись следующим образом (подсчет по методике В. Проценко):
I. Высокий уровень. Ученик набирает по каждому критерию суммарную оценку не ниже 7,5 баллов.
II. Средний уровень. Оценки по каждому из критериев колеблются от 4, 5 до 7,5 баллов.
III. Низкий уровень. Оценки по двум из трех выделенных критериев – ниже 4,5 баллов.
Форма индивидуального наблюдения за учащимися проводилась по методике Г.П. Стуловой.
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы для констатирующего обследования был отобран ряд упражнений, предлагаемых Л. Левандовской, адаптированных из методик М.И. Глинки, А.А. Варламова, И.П. Левидова и других русских педагогов. Каждое упражнение способствует формированию правильной постановке голоса, выявлению конкретных вокальных навыков и помогает их отработке.
- упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции;
- упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука;
- упражнение для освобождения скованной челюсти;
- упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука;
- упражнение, способствующее расширению голосового диапазона.
На основе этих упражнений учащимся предлагались следующие задания (после предварительного распевания):
1. Спеть сверху вниз пять звуков на слоги ми-ма, начиная с самого доступного участка диапазона.
2. Спеть в зоне примарных тонов каждую ноту отдельно на гласных: а-э-и-о-у. Петь красивым звуком. Продолжительность каждого гласного -четверть.
3. Спеть любимую песню a capella и под аккомпанемент педагога.
Музыкальную основу исходной диагностики сформированности вокальных навыков составили произведения русских композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках проведения элементов вокальной работы на уроках музыки и на внеклассных вокальных занятиях.
На основании констатирующего обследования получены следующие результаты.
Таблица № 1
Результаты констатирующей диагностики уровня постановки голоса у учащихся (по возрастным группам)
Уровни качества постановки голоса |
Критерии качества постановки голоса | |||||
Умение воспринимать характер вокального звучания и качество вокального исполнения |
Образное мышление |
Качество воспроизведения (вокального исполнения) | ||||
Млад. шк-ки |
Уч-ся сред. возраста |
Млад. шк-ки |
Уч-ся сред. возраста |
Млад. шк-ки |
Уч-ся сред. возраста | |
Низкий |
55% |
50% |
60% |
50% |
60% |
50% |
Средний |
35% |
40% |
30% |
40% |
35% |
45% |
Высокий |
10% |
10% |
10% |
10% |
5% |
5% |
Формирование коммуникативных навыков на начальном этапе обучения
Формирование навыков общения на иностранном языке начинается с понимания. Затем происходит усвоение нужной лексики и умение использовать ее в нужной речевой ситуации. Формирование навыков диалогической речи труднее, чем монологической. Поэтому важно правильно сформировать умение вести диалог. По те ...
Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы
исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ор ...
Динамика уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с
общим недоразвитием речи
После проведения формирующего этапа исследования по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций нами был проведен контрольный этап исследования по методикам Р.Е. Левиной [24] и М.И. Лисиной [27], использованным в констатирующем этап ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.