Таблица № 2
Средние показатели констатирующей диагностики уровня постановки голоса у учащихся
Уровни качества постановки голоса |
Критерии качества постановки голоса | ||
Умение воспринимать характер вокального звучания и качество вокального исполнения |
Образное мышление |
Качество воспроизведения (вокального исполнения) | |
Низкий |
52,5% |
52% |
52% |
Средний |
37,5% |
35% |
40% |
Высокий |
10% |
10% |
5% |
Таким образом, средние уровневые показатели по всем трем выделенным нами критериям составили:
низкий уровень постановки голоса – 52,2 % учащихся;
средний уровень постановки голоса – 37,5 % учащихся;
высокий уровень постановки голоса – 8,3 % учащихся.
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы было выявлено, что процесс постановки голоса происходит не стихийно, а подчиняется определенным закономерностям и выражается в фазовой последовательности:
1. Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней части диапазона голоса.
2. Перенесение этих естественных движений голосообразующих систем на пение любых гласных и целых слов в различных участках диапазона голоса при средней силе звука.
3. Автоматизация движений, всего голосообразующего комплекса, их шлифовка в процессе выполнения многочисленных вариантов музыкальных заданий при сохранении правильной координации всех мышечных систем голосового аппарата певца.
На первом этапе выполнения заданной программы ученик обычно часто ошибается, интонирует не чисто, в замедленном темпе.
На втором этапе (при правильном обучении) учащиеся постепенно перестают делать грубые ошибки – начинает складываться динамический стереотип.
На третьем этапе – происходит упрочнение динамического стереотипа. Задания выполняются точно, четко формируется навык.
Автоматизация певческих навыков постепенно освобождает начинающего певца от скованности и хаотичности мышечных движений, лежащих в основе процесса голосообразования, позволяет осуществлять задачи художественного, творческого порядка.
Систему вокальной работы на формирующем этапе экспериментальной работы по постановке певческого голоса у учащихся разных возрастных групп мы строили, исходя из следующих дидактических принципов:
1. Принцип развития вокальных способностей (рост исполнительских возможностей). Он реализуется при целенаправленной работе по плану:
постановка дыхания и работа над ним;
работа над вокальными упражнениями от простого к сложному;
Просмотр занятия по конструированию. Тема: «Игрушки»
Задачи, которые поставил педагог: Продолжать учить детей самостоятельному конструированию из строительного материала, используя в качестве образцов рисунок-схему. Анализ: Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализов ...
Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и
ребенка
Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником его психического развития. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления ...
Психолого-педагогические аспекты при решении задач с параметрами в средней
школе
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» - писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике». Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических при ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.