Мысленное пение осуществляется при активной, хотя и беззвучной артикуляции, что активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая дыхательную мускулатуру. При этом создаются условия для постепенного возникновения связи между слуховым и зрительным восприятием, а также ощущениями соответствующих движений голосовых органом (реальных или моделируемых).
Что касается метода сравнительного анализа, то он использовался при оценке и анализе пения других учащихся или обсуждении различных записей вокального исполнения. Музыкальное восприятие у учащихся среднего школьного возраста, по сравнению с младшими школьниками является достаточно осознанным, углубляются и уточняются вокально-слуховые представления о качествах певческого звука и способах его образования, значительно быстрее улучшается их собственное воспроизведение. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у них активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус.
Что касается более частных методических приемов работы по формированию вокальных навыков у всех учащихся, то здесь следует назвать:
- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного, с применением ярких образных характеристик (как для песни в целом, так и для отдельных ее частей);
- прием инсценирования песни, поскольку любое художественное исполнение предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации;
- прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру;
- мелодекламация текстов песен в соответствующем ритме и выразительности.
Данные методические приемы, помимо постановки певческого голоса, способствуют формированию слухового восприятия, творческим проявлениям учащихся всех возрастных групп, развитию их воображения.
Одним из обязательных условий гармоничного вокального развития учащихся мы считаем формирование у каждого из них установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни, в связи с чем, в ходе вокальных занятий регулярно использовались звуковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
В ходе экспериментальной работы по эффективной постановке голоса нами использовался следующий репертуар:
Русские народные песни:
«Светит месяц…»
«Не одна во поле дороженька…»
«Чернобровый, черноокий…»
«Как пойду я на быструю речку…»
«Родина» (Вижу чудное приволье)
«Ах ты, душечка…»
«Однозвучно гремит колокольчик»
«Ой, полна, полна коробушка»
«Не одна во поле дорожка…»
Романсы:
М. Глинка «Жаворонок»
М. Глинка «Зацветет черемуха»
М. Глинка «Северная звезда»
М. Глинка «Попутная песня»
П. Булахов «Колокольчики мои»
П. Булахов «И нет в мире очей…»
А. Варламов «Мой учитель»
А. Варламов «Красный сарафан»
А. Гурилев «Колокольчик»
А.Алябьев «Я вас любил»
А. Даргомыжский «Мне грустно»
Доклад Комитета Диринга: основные направления развития высшей школы
Исходя из направленности данной работы, мы выделяем здесь шесть, на наш взгляд, основных проблем, которые рассматриваются в докладе Национального Комитета. Многие проблемы, поднимаемые в докладе Национального Комитета, не вполне соответствуют его структурному делению на главы. Поскольку для данного ...
Образование как капитал
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Опыт индустриально-развитых стран показывает распространенную во многих слоях общества высокую личностную ценность образования. Увеличивается взаимовлияние образов ...
Варианты комплектования содержания информационно-технологического профиля
Основной целью обучения информатики является формирование информационной культуры школьника. Основываясь на этом, решение коллегии Министерства Образования России № 4/1 от 22 февраля 1995 года утвердило переход к новой структуре непрерывного обучения информатике, в котором предлагается изучение осн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.