учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, запоминая слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа.
Материалы к занятию: книга со сказкой «Снежная королева», иллюстрации.
Ход занятия
I. Вступление.
1. Вспомним добрую сказку Андерсена.
Воспитатель предлагает старшим дошкольникам вспомнить и назвать сказки, представленные на прошедшей выставке, напоминает, что все эти произведения созданы Г.Х. Андерсеном, показывает детям портрет сказочника, уже увиденный ими на выставке. Воспитатель помещает теперь портрет на своем столе, затем разворачивает перед детьми заранее заготовленные иллюстрации-плакаты («Герда и Кай протягивают друг другу руки из своих окон, а между ними благоухают розы» и «Кай в вихре крупных снежинок катит в санках, привязанных к карете»). Воспитатель предоставляет детям возможность хорошо рассмотреть иллюстрации и получить впечатления.
2. Знакомство со «Снежной королевой». Воспитатель говорит, что дети знакомы с этой сказкой и спрашивает их: в Снежной ли королеве дело, что хотел рассказать нам Андерсен о Кае и его подруге Герде? Давайте узнаем, какими друзьями были мальчик и девочка! Воспитатель читает в сокращении сказку «Снежная королева».
II. Основная часть.
1. Беседовать с детьми о сказке.
Воспитатель: Кай и Герда жили в большом городе , их квартиры находились очень близко и под самой крышей, а на окнах цвели в горшках прекрасные розы… И как же встречались по утрам маленький Кай и его подружка Герда?
Дети: Летом дети ходили к друг другу в гости, перешагнув прямо из окошка.
Воспитатель: А зимой?
Дети: Мальчик и девочка прикладывали к замерзшим стеклам теплые монеты и смотрели друг на друга в круглые дырочки.
Воспитатель: Значит, непростая дружба была между ними, а нежная, теплая, крепкая?
Дети: Да, они любили друг друга, как брат и сестра.
Воспитатель: Какое счастливое начало сказки! Однако, ребята, как вы теперь знаете, сказка эта немаленькая, в ней очень много приключений……С кем они произошли?
Дети: С Гердой!
Воспитатель: А почему только с Гердой? А с Каем что случилось?
Дети: Каю в глаза и в сердце попали осколки плохого зеркала. Он стал жесток: хорошее называл плохим, плохое - хорошим.
Дети: Он обижал Герду, передразнивал бабушку, вырывал розы. А зимой укатил со Снежной королевой в ледяной дворец.
Воспитатель: Как поступила маленькая девочка, оставшись без своего друга?
Дети: Она пошла его искать и спрашивала о нем у растений, у цветов, у речки, у птиц.
Воспитатель: И Герда не отступила от своего желания найти Кая, ведь путь к ледяному дворцу Снежной королевы, наверняка, не близок?
Дети: Путь Герды был далек и труден, она даже к разбойникам попала. Но дочка атаманши полюбила добрую и смелую маленькую Герду.
Дети: Маленькая разбойница отдала Герде шубу и северного оленя, чтобы найти Кая.
Воспитатель: А помните, когда Герда приблизилась, верхом на олене ко дворцу Снежной королевы, то олень попросил мудрую женщину - наделить девочку небывалой силой. Но женщина ответила, что и так девочки сильнее Герды нет. Ей служат и люди, и животные?!
Дети: Герда сильная и смелая – она босиком обошла полсвета и нашла своего друга Кая.
Воспитатель: Да, девочка нашла мальчика, но я прошу вас подумать : разве Герда просто нашла Кая? Вспомните этот момент в сказке: Кай остался неподвижным и холодным, он и не посмотрел на Герду?!
Дети: Герда горько заплакала, её горячие слезы попали Каю на грудь, и его сердце оттаяло. Он узнал Герду, заплакал и осколок вытек со слезами. Мальчик и девочка снова стали неразлучными друзьями.
2. Физминутка. Дети играют в подвижную игру «Зеркало», где игроки сидят на коленях и пятках друг подле друга, а ведущий (воспитатель) совершает различные движения одной рукой, затем другой рукой и двумя руками - дети повторяют. Всё как в зеркале.
Под руководством воспитателя дети переходят к игре-упражнению «Как можно делать?». Воспитатель называет действия (глаголы). Дети говорят слова, определяющие признаки действия:
играть - долго, весело, вместе
заниматься - охотно, прилежно, лениво
плакать - слегка, горько, сильно
дружить - честно, верно, интересно, крепко
любить - заботливо, горячо, сердечно
3. Выявить восприятие детьми сказки «Снежная королева».
Воспитатель: Ребята, так что же больше всего понравилось вам в сказке? Запомнились ли вам поступки героев в начале сказки, в середине или в конце сказки? И самое главное - в Снежной ли королеве дело или сказочник Андерсен рассказал нам о детях и их верности?
Дети: Понравилась Герда и её приключения, когда она искала Кая.
Дети: Запомнилось, что Каю в сердце попал осколок злого зеркала, и он стал поступать плохо.
Дети: Запомнилось, что сердце у Кая оледенело, он улетел со Снежной королевой. Герда нашла его в ледяном дворце Хотя ей было очень трудно.
Воспитатель: А как бы вы сами поступили? Дети рассказывают о друзьях и о том, что бросать их нельзя – нужно поступать чутко, смело и всегда идти другу на выручку.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного среза
В конце обучения был проведен контрольный срез, выявляющий уровень художественного восприятия литературных произведений разных жанров и особенности словесного творчества (самостоятельное сочинение сказки), а также возможность составления сценария по своей сказке, придуманной на основе контаминации ...
Коллектив и личность
Вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика, через воздействие на коллектив, в отечественной педагогическо ...
Организация взаимодействия психолога с родителями
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психол ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.