Материалы к занятию: книга со сказкой «Оле-Лукойе», иллюстрации.
Ход занятия
I. Вступление.
1. Воспитатель предлагает старшим дошкольникам вспомнить и назвать сказки Г.Х. Андерсена. Затем дети кратко рассказывают один - два наиболее понравившихся эпизода. А педагог ставит вопрос о том, чему научил детей сказочник?
Дети: перечисляют качества, которые должны быть у нравственного человека (человек должен быть скромным, честным, добрым, заботливым, верным, должен помнить хорошее других людей, не должен гордиться понапрасну и желать приносить радость другим людям).
2. Воспитатель сообщает, что сегодня с помощью сказочника Андерсена дети поймут, почему человек так сильно должен стремиться к добрым делам. Читает детям в сокращении сказку «Оле-Лукойе».
II. Основная часть
1. Воспитатель беседует с детьми о сказке.
Воспитатель: Мальчик Яльмар с помощью волшебного сказочника Оле-Лукойе каждую ночь узнавал новую сказку, но, вернее сказать, он узнавал новую страницу своей жизни и начинал понимать, что нужно ему исправить и в чем стать лучше. Утром маленький Яльмар ощущал, как прекрасен был его сон об окружающем мире, значит, также красива и хороша сама жизнь. Как вы узнали, сказка включает семь снов-сказок – столько же дней в неделе. И мне очень интересно: какая сказка и в какой день вам запомнилась?
Дети: В понедельник Оле-Лукойе украсил комнату Яльмара: комнатные цветы выросли и стали как большие деревья с чудными цветами, блестели золотые плоды, и еще на деревьях росли пышки с изюмом. Но Оле-Лукойе услышал стоны в столе, открыл стол, где лежали тетради и доска Яльмара. Это стонали они, и Оле увидел неправильную задачу и плохие прописи в тетради Яльмара. Буквы хотели стать ровнее, но у них не получалось, и Оле-Лукойе сделал так, что буквы стояли ровно и красиво. Но утром мальчик опять увидел их жалкими.
Дети: Во вторник Оле-Лукойе оживил картину, и Яльмар на лодке отправился в плаванье мимо красивых берегов. Он видел леса и сады, цветы и птиц, рыбы плескались в воде. В хрустальных дворцах он видел принцесс – это были девочки, с которыми он дружил - они все угощали его. Он увидел и свою няню, которая нянчила его раньше, она очень любила его. Яльмар слышал её ласковую песню.
Дети: В среду Яльмар тоже был в плаванье: ночью лил большой дождь, вода стояла прямо под подоконником, и красивый корабль пристал к дому. Яльмар нарядился и пустился в плаванье, они плыли по улицам, мимо церкви, потом оказались в море. Над ними в теплые края летели аисты, один аист устал и упал на палубу корабля. А его посадили в птичник, где сидели утки, куры и гордый, грозный петух. Они стали смеяться над аистом, когда он рассказал им об Африке. А Яльмар выпустил аиста. Аист отдохнул, благодарно кивнул мальчику и полетел в теплые края. Яльмар обрадовался, а гордый индейский петух надулся, и куры закудахтали.
Воспитатель: Вы замечательно пересказали эти сказочки, только мне очень хочется услышать от вас, что понял из них Яльмар?
Дети: Надо хорошо учиться и хорошо вести себя.
Дети: Нельзя гордиться понапрасну и смеяться над другими, а то будешь, похож на надутого индейского петуха и глупых кур.
Дети: Надо помнить хорошее - помощь, заботу, доброту других людей.
Воспитатель: Давайте теперь немножко отдохнем.
2. Физминутка на развитие зрительного внимания и координации движений. Воспитатель говорит с выражением и показывает:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Может быть, еще нагнуться,
Наклониться, поискать,
А потом уж разогнуться,
Весело пустившись вскачь.
Я рассеянный, друзья,
Он в кармане у меня!
Воспитатель: Спрашивает, знакома ли детям эта сказка, стихи, о герое которой сейчас были прочитаны?
Ответы детей.
3. Воспитатель добивается, чтобы дети запомнили из сказки «Оле-Лукойе» стремление к добрым делам и хорошему поведению и, возвращаясь к произведению, повторно кратко рассказывает последние сказки недели: Ребята, в начале занятия я говорила вам, что сегодня с помощью сказочника Андерсена вы должны понять, почему человек так сильно должен стремиться к добрым делам? А поэтому вспомните: в пятницу Оле сказал мальчику, что многие люди приглашают его к себе из-за того, что видят ночью не сказочные сны, а свои плохие дела, они не смыкают глаз, ведь эти дела брызжут на них кипятком как злые маленькие тролли. В субботу Оле поведал Яльмару, что у него много дел: нужно украсить весь мир к воскресенью, например, собрать с неба звезды и перечистить их. На что прадедушка Яльмара с негодованием сказал, что звезды это светила как Земля и их нельзя снимать с неба и чистить, но ведь это все-таки сказка. А воскресенье Оле-Лукойе показал мальчику своего брата, который тоже звался Оле-Лукойе, но только приходил он к каждому из людей всего один раз в жизни и всегда спрашивал отметки за поведение. «Смотри, Яльмар,- сказал Оле, - чтобы у тебя были только хорошие отметки!» И прадедушка Яльмара остался очень доволен поучительной сказкой. Это и в самом деле так, когда человек становится взрослым, а потом и старым - плохие дела и плохое поведение будут мучить его душу до самой смерти. Я тоже очень заинтересована, чтобы вы поступали по совести и делали только хорошее. Сможете ли вы себя достойно вести и совершать хорошие поступки?
Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических
расстройств
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ...
Роль общественных организация
в учебно-воспитательной работе
Особенно важной в области воспитания молодежи играла деятельность общественных организаций: комсомола и пионерии. В условиях мирного времени важно было убедить массы молодежи в необходимости их повседневного будничного труда на благо народа, их организованности, дисциплинированности с учетом наличи ...
Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков
у младших школьников
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многоч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.