Цели:
Продолжать формировать нравственные чувства у детей посредством посильных трудовых действий (отзывчивость при совместном труде, желание прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, согласие в труде и дружбу),
Формировать нравственные качества - доводить начатое дело до конца, уметь с радостью трудиться для общей цели, ответственность,
Помочь детям в процессе труда лучше запомнить фамилию писателя, для которого выращиваются цветы, и сказку, в которой цветы будто сопровождают героев,
Знакомить детей с агротехникой ухода,
Воспитывать интерес к растениям и желание выращивать их.
Материалы к занятию:: лопатка, рыхлитель, палочки для рыхления, земля, лейки, тряпки, пластмассовые ведерки, клеенки.
Ход занятия
I. Вступление.
1. Цветам нужен уход. Воспитатель предлагает старшим дошкольникам вспомнить - какая у них важная и добрая цель предстоящей работы.
Дети: Мы сегодня будем ухаживать за цветами, которые не так давно пересадили. Мы много раз поливали их и вели наблюдения за ними. Мы вырастим их, чтобы они стали большие и красивые, как на обложке книги Андерсена.
Дети: Это - цветы ко Дню рождения сказочника.
II. Основная часть.
1. Беседа педагога о растениях и уходе. Педагог беседует с детьми по поводу приготовленных и стоящих рядом цветов: - Сегодня мы поговорим о том , как мы ухаживаем за растениями, что делаем (дети перечисляют). Далее воспитатель задает вопросы: «Как узнать, что растение нужно поливать? (Земля сухая наощупь, светлая.) Какой водой нужно поливать? (Теплой, которая стоит в ведрах со вчерашнего дня.) Как нужно поливать? Педагог предлагает Севе полить цветы в одном горшке. Правильно полил Сева растение? - Да, он держит носик леечки над самым горшком, поливает аккуратно. После этого Сева вытирает горшок, блюдце и подоконник. - Тоже правильно. Значит, Сева хорошо запомнил, как поливались цветы в прошлый раз. Это, конечно, только пример. Но давайте перейдем к нашим дальнейшим добрым делам.
2. Педагог переходит к практическим действиям. Воспитатель предлагает детям завернуть рукава и сесть на свои места. – Давайте вспомним, что, например, мы делали на прошлом трудовом занятии. Чему мы тогда научились? (Дети: - Рыхлить землю.) Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы корням цветов было легче расти, чтобы вода хорошо проходила.) Почему землю рыхлят палочками? (Чтобы не повредить корни.)
- Сережа помоги Гале разрыхлить землю (обращается педагог к мальчику). Ты будешь наклонять и придерживать горшок, чтобы было видно другим. А Галя будет рыхлить палочкой.
Воспитатель поясняет всем детям, что землю надо рыхлить ближе к стеблю неглубоко, а подальше от стебля - глубже. Далее педагог спрашивает:
- Для чего мы ухаживаем за растениями? (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.)
Педагог просит детей ещё раз посмотреть на растения, говорит детям, что растения, как все живые существа требуют заботы. А поэтому скажите мне, какие изменения у растений произошли со дня пересадки и за время нашего полива. (Дети: - Появились новые бутоны, розы стали выше, прибавились листья.)
- Толя, Вика, Сережа, помогите мне – я буду разводить удобрение-порошок и полученным раствором удобрять или, можно сказать, подкармливать растения. После того как дети принесли воду, воспитатель разводит удобрение и разливает его по стаканчикам.
Педагог обращается ко всем детям: - Сейчас вы проделаете все то, что узнали – растения ждут, они очень нуждаются в этом. Это ответственное дело и оно требует, чтобы вы трудились дружно, слаженно, последовательно.
Дети: рыхлят палочками, поливают из леечек, потом подливают удобрение.
Педагог предлагает детям дома повторить уход за растениями.
3. Физминутка.
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
За цветы, за цветы мы теперь в ответе.
Пусть цветут на благо всем –
Саду, нам на загляденье -
Наш подарок Андерсену в
День его рожденья.
Дети: сопровождают стихи физкультурными упражнениями.
4. Уборка после работы.
Воспитатель говорит детям: - Мальчики, что нужно сделать, когда работа закончена? Набрать воду в леечки , чтобы она стала согреваться и оседать для другого дня. Мальчики дружно и весело несут воду и разливают по леечкам.
Девочки: протирают клеенки, выполаскивают тряпочки и вешают их сушить.
III. Итог занятия.
Работа закончена, воспитатель спрашивает детей о проделанном, дает оценку их деятельности.
Воспитатель: - Чему мы сегодня научились?
Дети: - Правильно ухаживать за цветами, а не просто поливать.
Воспитатель: - Вообще мы с вами сегодня очень дружно и слаженно ухаживали за цветами. В работе мальчики помогали девочкам, и некоторые из вас помогали мне, когда я в этом нуждалась. А поэтому успели произвести много полезных для цветов действий. Наши наблюдения ещё показывают, что ко Дню рождения Андерсена, розы подрастут и будут все в цвету.
Формирование двигательных умений и навыков в
процессе физического воспитания
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из сторон – физическое образование, под которым понимается «системное усвоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ни ...
Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших
школьников
Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная ...
Этапы педагогической деятельности Л.Н. Толстого
Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни. В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.